Загробный мир во времена XVIII-XX династий

Культура Древнего Египта » Загробный мир во времена XVIII-XX династий

Страница 1

Как представляли себе загробный мир (по-египетски "дат" - "то, что внизу") во времена XVIII-XX династий (1500-1000 годы до нашей эры), показывают росписи на стенах гробниц фараонов в Долине царей. В центре "Амдуат" (собрания магических текстов и рисунков "О том, что в загробном мире") изображена ладья Ра, бога солнца. На исходе дня он в облике старика опускается в Нижний мир, где за двенадцать ночных часов молодеет и на другое утро поднимается вновь на востоке. Ладью, на которой плывет Ра, ведут по подземной реке боги. При этом Ра подвергается великому множеству опасностей, потому что весь Нижний мир кишит змеями, враждебными солнечному богу. Один из них, ужасный змей Апоп, грозит выпить из подземной реки всю воду или поджечь корабль бога. Поэтому каждую ночь помощникам и проводникам Ра приходится вступать в сражение с Апопом, пуская в ход копья, ножи, стрелы и луки. Человечество восстало, заставив Ра подняться в небо, но он продолжал охранять порядок, маат, им установленный и ставший его жизнью. И вот всем живым существам приходится стареть и вновь становиться молодыми здесь, на Земле, подобно солнцу, подчиняясь бесконечному круговращению жизни (нехех), пока их не коснется перст смерти, и они не войдут, как Осирис, в застывшее царство мертвых (джет). Когда же и Атум вернется к своему изначальному покою, время и пространство перестанут существовать.

Об отношении египтян к смерти многое мог рассказать популярный во времена Нового царства Праздник Долины. В этот день родственники приходили к гробнице и торжественно поминали покойного. А поскольку египтяне не считали смерть событием "окончательным", празднество было веселым. Люди надевали свои лучшие наряды и длинные парики; в руках у них были букеты из цветов лотоса, на шеях венки из листьев, парики тоже украшались благоухающими бутонами лотоса. Гости пили вино и пиво, ели и вспоминали умершего. Под стук кастаньет танцевали девушки в длинных льняных одеяниях или в одном только узком пояске вокруг бедер. А музыканты играли на арфах и пели о бренности всего земного перед лицом бесконечного бытия:

"Следуй же смело своему сердцу! Давай хлеб неимущему, чтобы осталось твое имя прекрасным навеки! Проводи счастливо день! Подумай о часе, когда тебя поведут в страну, куда боги забирают людей. Там нет никого, кто взял бы с собой свои богатства. И нет возврата оттуда".

По прохождению времени упадка, наблюдается восстановление культов богов, и прежде всего почитания Ра, тесно сросшегося с идей единоверия увещевает неукоснительно соблюдать все ритуалы и совершать жертвоприношения. Одновременно с этим в недрах египетской культуры зреет иная система мировосприятия, связанная с представлениями о загробном мире, всегда занимавшими центральное место в египетской религии.

" Не выйдешь ты (больше) наружу, дабы видеть Солнце " - эти строки из " Спора Человека и Ба " находятся в полном противоречии с заупокойными текстами, одно из магических назначений которых - дать возможность умершему каждодневно созерцать Солнце, без чего не мыслима жизнь в мире ином.

Страницы: 1 2

Важная информация:

Передвижной музей
Даже сейчас, когда историческое здание Радищевского музея на капремонте, а большинство экспонатов убрано в запасники, представление о богатой и уникальной коллекции получить можно. Достаточно перейти площадь, открыть дверь старинной женск ...

Смерть Пушкина, рождение интеллигенции
1. Начальная фаза истории русской интеллигенции до сих пор не попадала в фокус внимания публицистов и исследователей. Мы имеем в виду не собственно появление новой прослойки на поверхности социальной жизни — принято считать, что его маниф ...

«Культ певца» в советской культуре
Дефиниция «культ певца» в отношении деятельности артистов Большого театра СССР впервые была обозначена в книге В. Ражникова «Кирилл Кондрашин рассказывает…» Известный советский дирижер К.П.Кондрашин (1914 – 1981) работал в Большом театре ...