Религиозные объединения в эллинистическом Египте как социокультурный феномен

Материалы » Религиозные объединения в эллинистическом Египте как социокультурный феномен

Страница 2

Папирусы Мемфисского Серапея, датируемые III – II в. до н.э., свидетельствуют, что две плакальщицы в траурных церемониях, Тауэс и Таус, получали ежемесячно содержание размером в 2 метрета растительного масла и 160 артаб олиры (ячменя). Им также полагалось по 4 печеных хлебца в день. Таким образом, способ содержания жрецов на средства храма остался неизменным с доптолемеевского времени.

Малое количество пищи в день являлось также одним из правил жреческого образа жизни. При этом существовали и ограничения в еде: "употреблять в пищу рыбу им не дозволено;…жрецы не терпят даже вида бобов, считая их нечистыми плодами". Но даже при такой "диете" жрецы должны были "упражняться в продолжительном голодании и жажде, и малом количестве пищи в течение всей их жизни", как гласит одна из надписей, относящихся к I в. н.э. Далее эта же надпись гласит, что день жреца был строго регламентирован: "они омывают себя три раза в день холодной водой: когда встают с постели, перед обедом и перед сном". Ритуальное омовение было частью ежедневных литургий и являлось прелюдией к вхождению жреца в святилище для снабжения бога ритуальной едой. Насыщенным ритуалами был не только день жреца, но и вся его жизнь: "они проводят некоторое количество дней в подготовке к церемониям, некоторые сорок два, другие больше, третьи меньше, но никогда не меньше семи дней. И в течение этого времени они воздерживаются от всякой животной пищи, всех овощей и желаний, и вдобавок от сексуальных связей с женщинами и (не следует даже говорить) с мужчинами". Относительно связей с женщинами вообще Геродот говорит, что "египтяне первыми ввели обычай не общаться с женщинами в храмах и не вступать в святилище, не совершив омовения после сношения с женщиной". В этом отношении античный автор подчеркивает, что "кроме египтян и эллинов все другие народы общаются с женщинами в храме и после сношения неомытыми вступают в святилище". Такой обычай свидетельствует, что у греков и египтян было одинаковое отношение к женщине как к нечистому "существу". Отсюда и произошел обычай воздержания жрецов от сексуальных связей с женщинами мирянками не только в храме, но и за его пределами.

Тем не менее, жрецы имели право жениться, но только на женщинах служительницах культа. В дни, свободные от подготовки к священным церемониям и религиозным обрядам (мумификация и погребение священных животных, похороны и т.д.), жрецам позволялось вести жизнь обычного человека: питаться согласно своим пристрастиям и общаться с женщинами.

Но поскольку религиозные праздники и подготовка к ним занимали большую часть года, жрецы, видимо, могли наслаждаться "мирской" жизнью крайне редко.

Таким образом, египетское жречество представляло собой хорошо организованные (в рамках отдельных храмов) религиозные объединения с определенным распорядком дня, отправлением строго регламентированных обязанностей, соблюдением традиционных устоев, сохранившихся с доптолемеевской эпохи.

Культ обожествленных цариц Арсинои II и Береники II был нововведением Птолемеев, и его целью являлась популяризация власти Птолемеев в среде коренного населения Египта.

В отличие от мемфисского и фиванского жречества (Мемфис и Фивы были главными религиозными центрами египтян), состоящего в своем большинстве из мужчин, жречество храмов обожествленных цариц из рода Птолемеев составляли женщины греческого и египетского происхождения, вероятно, из обеспеченных семей. Так, при храме обожествленной царицы Арсинои в Александрии служили дочери высокопоставленных чиновников. Среди них была даже дочь стратега Кипра Птолемея – Эйрин. От египетского жречества их отличало, помимо половой принадлежности, и то, что эти женщины редко оставляли себе при служении богу свое собственное имя и пользовались эпонимом, т.е. именем обожествленных цариц: Арсиноя, Филадельфа, Береника. В ряде случаев они брали себе имя отца в женской транскрипции: Аристомаха дочь Аристомахуса, Афенодора дочь Афенодоруса, Нисократ дочь Нисократа, Птолемея дочь Птолемея [26]. Вероятно, это имело целью подчеркнуть значимость какого либо рода, который могли прославить и женщины, с соизволения царской династии. Благородные женщины египтянки присваивали себе имя Исидора, образованное от имени египетской богини Исиды.

В храмах обожествленных цариц женщины получили право стоять во главе религиозного культа. Эйрин в храме Арсинои в Александрии стала первой женщиной, получившей должность верховной жрицы храма. В честь этого события ее сын воздвиг Эйрин статую на Кипре. Саму Арсиною Птолемей Филадельф назначил верховной жрицей египетского храма Аписа в Мендесе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Важная информация:

Виды делового общения
По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение. Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические. К монологическим видам относятся: Приветственная речь; Торговая ...

Ступенчатая пирамида фараона Джосера
Эта самая древняя пирамида была воздвигнута около 5000 лет назад для Джосера — фараона III династии. До этой пирамиды, находящейся в Саккара, не было построено ничего, хотя бы отдаленно приближающегося к ней по своим размерам. Поэтому счи ...

Алхимические символы Иеронима Босха
В 1978 г. в Брюсселе вышла книга французского исследователя Жака Шайи «Иероним Босх и его символы» . Искусствоведы встретили этот труд с большим интересом, однако он безусловно заслуживает внимания и историков науки, особенно тех из них, ...