Россия в XX в

Материалы » Россия в XX в

Страница 2

В революции и первых десятилетиях социалистического строительства остро ощущался мессианский пафос, хотя в жизни все оказалось намного прозаичнее и трагичнее. Поиски "небесного града" превратились в строительство "царства Божия на земле", а "мечта о Будущем" привела к созданию мощного военно-индустриального государства СССР.

Сейчас нет смысла развивать тему "четвертого синтеза". Делать какие бы то ни было окончательные выводы об этом периоде истории еще рано. Если советское время безмерно идеализировало "социалистическую действительность", то в постсоветское на недавнее прошлое обрушилась лавина сокрушительной критики, часто откровенно деструктивной, направленной не столько на восстановление исторической справедливости, сколько на уничтожение наших исконных духовных ценностей. Поэтому можно лишь отметить, что при всех сложных и порой кризисных явлениях советского периода в его идеологии оставались в той или иной степени такие важные положительные факторы как вера в общечеловеческое сочувствие, пренебрежение материальными выгодами, надежда на справедливое устройство общества и улучшение условий жизни для всех.

При этом были достигнуты определенные успехи. Индустриализация, совершавшаяся при крайнем напряжении всех сил народа, вывела СССР на передовые позиции в ряде отраслей науки и техники. Основные усилия советских деятелей культуры и просвещения были направлены на привлечение широких народных масс к науке, производству, творчеству. Несомненным достижением советской власти была всеобщая грамотность, а затем — всеобщее среднее образование.

Советская школа готовила разносторонне подготовленных людей, образование, лишенное узкой специализации, давало возможность широкого выбора и способствовало развитию личности.

Фактор, о котором в настоящее время многие стараются забыть — развитие окраин, которые порой не только были далеки от высот европейской культуры, но не имели даже письменности. Лозунги дружбы народов, "культуры, национальной по форме и социалистической по содержанию" — все это были высокие идеи, далеко не всегда вполне реализованные, но реально выдвигавшиеся. К сожалению, при этом отсутствовало ясное представление о средствах, при помощи которых эти идеи могут быть воплощены в жизнь, и нередко на практике преобразователи руководствовались формулой "цель оправдывает средства".

Несмотря на господство тотальной атеистической системы мировоззрения, различные формы религиозности в обществе продолжали жить. Многие сохранили верность Православию — некоторые открыто, другие втайне. Но даже те, кто исповедовал атеизм, часто оставались христианами в душе, руководствуясь в жизни голосом совести. О "христианском воспитании человеческих душ вследствие переработки натурального материала христианским духом" хорошо сказал Н.А. Бердяев: "Результат этого христианского влияния на человеческие души, часто незримого и надземного, остается и тогда, когда в своем сознании люди отказались от христианства и даже стали его врагами". Собственно, атеистическая нетерпимость тоже была одной из форм сектантской религиозности, как и сам термин "воинствующий атеизм" являлся зеркальным отражением задолго до него существовавшего понятия "воинствующая Церковь".

Несмотря на тяжелые, порой катастрофические процессы, в межличностных отношениях и в самооценке, самоопределении личности сохранялись духовные основы, которые были заложены в далекой тысячелетней древности. Эти основы, при отрицании их религиозного содержания, были востребованы в советском обществе и, в частности, отражены в документе, называемом "Моральный кодекс строителя коммунизма" и в целом ряде административных мер, выстраивавших определенную систему служебных и личных взаимоотношений.

В отношении материальных памятников русской духовности советский период был более временем утрат, чем приобретений, однако ошибочно было бы считать его "мертвой зоной" для паломничества. И в советском обществе оставалась потребность в святынях. Ценились патриотизм, мужество и героизм. Особым рубежом на этом пути стала Великая Отечественная война, в которой советский патриотизм претворился в патриотизм общерусский захвативший даже эмиграцию, отнюдь не сочувствовавшую советскому строю. Благоговейное отношение к памятникам военной славы, военно-патриотическое воспитание молодежи — традиции, заслуживающие продолжения.

Потребность иметь перед глазами нравственный пример при отказе от почитания святых заставляла советское общество искать образцы для подражания в деятелях отечественной истории, ученых, художниках, композиторах, писателях. Через русскую культуру опосредованно воспринимались традиционные православные духовные ценности. Важную роль сыграла классическая русская литература, которая, уходя корнями в Православие, стала проводником христианской нравственности. Творчество Пушкина, Гоголя, Чехова и в особенности Достоевского — даже при одностороннем марксистском толковании их произведений — многим дало возможность обрести веру. Бережное отношение к местам, связанным с жизнью и творчеством великих писателей, создание литературных музеев, подобных Пушкинскому заповеднику, позволило сохранить некоторые усадьбы-памятники дворянской культуры, городские здания, храмы.

Страницы: 1 2 3

Важная информация:

Миф как похищенный язык
В чем суть мифа? В том, что он преобразует смысл в форму, иными словами, похищает язык. Образ африканского солдата, бело- коричневый баскский домик, сезонное понижение цен на фрукты и овощи похищаются мифом не для того, чтобы использовать ...

Философия
Первый древнегреческий философ Фалес (начало VI в. до н.э.) не оставил письменных произведений; то же касается и его ученика Анаксимандра (610 — 546 гг. до н.э.). От знаменитого Пифагора и его школы не осталось ничего, кроме легенд. Посл ...

Домашняя утварь
У чувашей почти вся домашняя утварь изготовлялась из дерева. По технике изготовления она различается на: 1) утварь долбленую с целым дном (ступы, солонки, чаши и миски для супа и масла, большие и малые ковши алтар для пива, корыта для му ...