Библия

Материалы » Библия

Страница 2

К этой же группе относятся книги Притчей Соломона, сына Давида; Премудрости Соломона, его же книга Екклезиаста (это слово по-гречески значит "проповедник"), многие выражения из которой — например "суета сует", или "время собирать камни" — известны всем. К этим книгам примыкает по содержанию книга Иисуса, сына Сирахова, написанная позже, в III в. И наконец — восторженный гимн любви, Песнь Песней, мистически истолковываемая святыми Отцами как рассказ о стремлении человека к Богу. Эти книги следует читать постоянно, понемногу —хотя бы по полстраницы каждый день, чтобы было время подумать над каждой строкой. Далее идут книги пророков — очень сложные, трудные для восприятия, с которыми тоже следует ознакомиться. Важно отметить, что пророк в библейском и, соответственно, христианском понимании — это не предсказатель, не ясновидец, а тот, кто пробуждает в человеке "чувства добрые" — т.е. нравственные. Стоит вспомнить пушкинского "Пророка" — замечательное стихотворение, которое, можно сказать, стоит целого богословия. Такова по составу ветхозаветная часть Библии, которая была завершена к третьему столетию до нашей эры.

Для нас, христиан, наиболее важна вторая часть, хотя она и занимает менее трети всего объема Библии — Новый Завет. В нем человечеству предлагается новый закон, утверждающий, что высшая добродетель — это любовь, которая не мыслит зла, не ревнует, не злословит, не обижает; любовь, которая является союзом совершенств — всех лучших качеств человеческого существа. Это идеал, достичь которого в полной мере удавалось лишь избранным, но стремиться к которому призваны все.

Иисус Христос не оставил после себя письменных памятников. Его слово, как губка, впитывали в себя ученики, оставившие нам 27 книг Нового Завета, которые вошли в Библию. Четыре первых его книги — это Евангелия (по-гречески—"благовествования"): от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Затем — книга Деяний апостолов. После того, как Господь оставил Своих учеников, сказав им, что Он будет с ними всегда, на всех путях их жизни, Апостолы отправились на проповедь, чтобы нести миру благую весть о победе над смертью и о любви Бога к человеку. Большая часть этой книги посвящена жизни и трудам Апостола Павла. Это интереснейшая личность, один из самых ярких проповедников Евангелия.

Затем идут Послания Апостолов. В них все законы христианской жизни изложены в контексте поведенческого норматива христианской общины и отдельного христианина. Особенно важны 14 посланий Апостола Павла. Послания, написанные другими апостолами, были обращены, главным образом, к евреям и оказали меньшее влияние на христианскую Европу, но Апостола Павла западные протестантские богословы называют даже вторым после Иисуса основателем христианства. Всякая европейская, даже атеистическая, этика основана на книгах Нового Завета, прежде всего на Евангелиях и посланиях Апостола Павла.

Последняя, 27-я книга Нового Завета, Откровение Иоанна Богослова, — книга мистических созерцаний, недоступная для прямого понимания, но содержащая множество прекрасных поэтических образов. Эту книгу надо прочитать хотя бы один раз, остальные же следует читать постоянно.

Таким образом, период от III в до н. э. до I в. н.э оставил нам полный кодекс священных книг под названием "Библия" из двух частей: Старого и Нового Завета — всего 56 книг.

На Русь Библия пришла в IX в. в отрывках, в X в. получила полное распространение в церковном обиходе. Однако до XV в. включительно она так и бытовала в отдельных книгах, сборниках, фрагментах, которые читались за богослужением. Лишь в XV в. архиепископ Новгородский Геннадий со своими сотрудниками собрал полную Библию и в 1499 г. этот труд был завершен. Повторение этой Библии было предпринято трудами князя Острожского Константина на рубеже XVI — XVII вв. Наконец Библия была выпущена по распоряжению императрицы Елисаветы Петровны в 1767. Это было издание Славянской Библии, а с 1856 появились и русские издания.

В литургической жизни Православной Церкви Евангелие — не только Священное Писание, но и символ Божественной Премудрости, образ самого Христа. Именно поэтому исстари большое значение придавалось украшению оклада Евангелия. Многие оклады являются шедеврами ювелирного искусства — например, оклад Евангелия Феодора Кошки (1392), вложенный в Троице-Сергиев монастырь, Морозовского Евангелия, выполненного в начале XV в. для митрополита Фотия, Евангелия митрополита Симона (1499) и др. Чтимой московской святыней была рукопись Нового Завета из Чудова монастыря, по преданию, являвшаяся автографом святителя Алексия, Митрополита Московского.

Страницы: 1 2 3

Важная информация:

Пространство
Гуманитарное восприятие общей теории относительности показало ХХ веку важность для культуры категории пространства. М. М. Бахтин под влиянием идей Эйнштейна ввел в литературоведческий обиход понятие "хронотоп" (время-пространств ...

Об условиях преодоления кризиса российского общества
Подрыв основ национальной культуры, духовное оскудение человека предопределили в определённой степени смену ценностных ориентаций в обществе. На первый план стали выдвигаться материальные приоритеты: доступ к продовольственному и промтова ...

Понятие святыни
Как уже было сказано вначале, паломничество — это прикосновение к духовным ценностям, обогащение внутреннего мира через созерцание, усвоение, внутреннее проникновение в смысл предмета, явления, периода истории. Туризм — это расширение кру ...