В Москве в память войны 1812 г. был воздвигнут храм Христа Спасителя (заложен в 1839, освящен в 1889 г.), а также не дошедшие до нас часовни святых Александра Невского и Николая Чудотворца. В память Бородинского сражения вдова погибшего в нем генерала А. А.Тучкова, М. М. Тучкова, основала Спасо-Бородинский монастырь и, приняв монашеский постриг с именем Мария, стала его первой игуменьей. Монастырь был утвержден в 1838 г. На Бородинском поле находятся и многочисленные часовни-обелиски, поставленные в память погибших воинов. В XIX в.
В 30-е гг. XIX в. В Петербурге в бывшей слободе Измайловского полка, за Фонтанкой, построен Свято-Троицкий собор, на стенах которого висели мемориальные доски с высеченными именами погибших офицеров этого полка. В 1886 г. перед собором был воздвигнут памятник Славы в память подвигов русских солдат в русско-турецкой войне (снесенный после революции). В Москве в 1877 - 1887 гг. поставлена часовня-памятник героям Плевны на Новой площади. В память освобождения славян от турецкого ига была также построена часовня Александра Невского на нынешней Манежной площади (не дошедшая до нас). В 1903 - 1913 гг. в Кронштадте — колыбели русского флота — как памятник "чинам морского ведомства, погибшим при исполнении служебного долга, а также способствовавшим развитию русского флота" был построен Морской собор. Перед ним в 1913 г. был установлен памятник адмиралу С.О. Макарову. Великолепным памятником морякам, погибшим в русско-японской войне, был "Спас-на-водах", построенный в традициях владимирского зодчества XIIв. В 1922 г. он был разрушен.
В Петербурге в начале XX в. был создан своеобразный Суворовский музей. Основой его стала деревянная церковь святого князя Александра Невского, построенная Суворовым в селе Кончаковском и перевезенная в Петербург в год столетия его кончины. Церковь была заключена в каменный футляр, а рядом выстроено помещение музея. После революции музей был закрыт. Сам Суворов погребен в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры.
Музеи боевой славы — явление в России достаточно позднее. В начале XX в. именно оно получает распространение. К этому времени относится основание двух замечательных музеев подобного рода: в Москве — Бородинской панорамы, а в Севастополе — панорамы обороны Севастополя в Крымскую кампанию 1854 - 56 гг.
Памятники выдающимся военачальникам — также сравнительно недавняя традиция, появившаяся под влиянием Запада. Одними из первых можно считать памятник А.В. Суворову в Петербурге (1801 г.) и памятник Минину и Пожарскому в Москве (184 - 1818 гг.). В Советское время именно эти, лишенные религиозного содержания, традиции получают наибольшее распространение. После Великой Отечественной войны монументы погибшим воинам и музеи боевой славы создаются во множестве. С точки зрения художественной ценности и смыслового наполнения далеко не все они равноценны, но все они служили благородной цели: сохранению памяти о великом прошлом.
Из наиболее значительных памятников подобного рода следует назвать памятник советскому воину-освободителю в Берлине, в Трептов-парке, созданный 1946 - 47 гг., Е.В. Вучетичем и Я. Б. Белопольским. Эти же авторы возглавили творческий коллектив, создавший монументальный памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (1963 - 1967 гг.). Характерно, что многие скульптурные группы пластически повторяют веками использованные композиции цикла оплакивания Христа.
Большой известностью пользуется мемориал Пискаревского кладбища в Петербурге, где установлена скульптура "Родина-Мать" арх. А.В. Васильева и Е.А. Левинсона. На рубежах обороны Ленинграда в 1962 - 67 гг. был создан "Зеленый пояс славы", включающий около 60 памятников и мемориальных ансамблей. В Москве и Московской области наиболее известны такие мемориалы как могила Неизвестного Солдата у кремлевской стены; памятник героям-панфиловцам у разъезда Дубосеково и др. В Бресте — музей обороны Брестской крепости и памятник в часть освобождения Бреста (1965 г.) в Курске — Военно-исторический музей Курской битвы; в Севастополе — мемориал на Малаховом кургане.
В последние годы возрождается древняя традиция строительства храмов-памятников воинской славы. Примером может служить строительство в Москве храма святого великомученика Георгия Победоносца в честь 50-летия Победы на Поклонной горе и возведение в 1999 –2000 г. храма в память битвы на Курской дуге. Церковью установлено поминовение усопших в день Победы 9 мая.
Важная информация:
На пороге нового тысячелетия
Существует поверье, что високосный год неудачный. Человек считает неудачным то, что его не устраивает. Зимой выпало много снега – хорошо для будущего урожая. Весной высоко поднялась вода в реке – плохо .
Напомним. Високосный год вычисляе ...
Католический храм
Католический храм имеет в целом то же устройство, что и православный. Самым существенным отличием, бросающимся в глаза, является отсутствие иконостаса. Вместо него существует невысокая алтарная преграда. В храме выделяется центральная час ...
Интеллигенция и свобода
0. Свобода всегда была и до сих пор остается одной из самых болезненных тем русской интеллигенции. Если не все, то во всяком случае значительная часть интеллигентских разговоров крутится вокруг свободы. Без особого преувеличения можно был ...
Навигация