Скифские курганы

Материалы » Скифские курганы

Страница 1

Широкой полосой от Дуная до Енисея и дальше в Забайкалье и Монголию тянется огромная степь, которую пересекают полноводные реки. С давних пор на этих бескрайних просторах расселялись родственные народы, не стесняемые никакими преградами. В науке население этих евразийских степей, жившее в VII—III веках до н.э., называется общим именем «скифы», хотя состояло оно из многих племен, которые имели свои собственные названия. Но племена эти были родственными, поэтому здесь расцветали однородные культуры и создавались обширные империи, часто не очень долговечные. Здесь пролегали пути опустошительных завоеваний и великих переселений народов.

Степь, как и море, редко бывает спокойной: то в одном ее месте, то в другом поднимались бури, зачастую заносившие курганы (земляные насыпи), которые являются характерными чертами евразийского пейзажа. Курганы тянутся во все стороны: одни возвышаются над степью, другие поднимаются конусовидной или полушаровидной горой. В IV веке до н.э. в скифском обществе усилилось социальное неравенство, что отразилось и на погребальном обряде. Появились особо крупные курганы высотой 20—25 метров и более сотен метров в окружности, усложнились подземные погребальные сооружения, увеличилось число специального инвентаря, появились захоронения зависимых лиц. Во время раскопок ученые находили не только останки коней, которые помещались как в подземных погребальных камерах, так и в отдельных могилах, но и погребения конюхов, «воинов-стражников» и т.д. В IV веке до н.э. «траурный поезд», сопровождавший основное погребение, мог насчитывать несколько человек, например в кургане Огуз их было не менее шести. Особенно большими размерами и сложностью устройства отличаются курганы с погребениями скифских вождей.

У края курганной насыпи устанавливались жертвенники, которые по своей конструкции были разной формы и размеров. Они подразделялись на алтари-монолиты, алтари-кладки и комбинированные (монолит с кладкой). В курганах с жертвенниками ученые обязательно находили следы тризны: осколки амфор, кости и черепа животных, встречались и кострища. Остатки тризны располагались обычно в непосредственной близости от жертвенника, реже — на нем самом или под ним. Происходило это, видимо, потому, что жертвенники некоторое время оставались открытыми и насыпью перекрывались в последнюю очередь.

Выдающимся погребальным сооружением высшего ранга скифской эпохи является могильный курган Аржан в Туве, устройство которого характерно для погребения вождя племени или даже нескольких племен. Здесь в круге диаметром в 120 метров находилась центральная бревенчатая гробница, а вокруг нее располагались 160 боевых коней, сосредоточенных в тринадцати местах. На заупокойной тризне, как подсчитали ученые, было съедено не менее 300 коней. Старый вождь был похоронен с женой или наложницей, в сопровождении «соумирающих» с ним вельмож. В его захоронение положено множество приношений как от своих подданных, так и от соседей. Грандиозной заупокойной тризной отмечен и курган в Ульской (на Северном Кавказе), где вокруг основной гробницы располагались тела 360 лошадей.

Из всех памятников классической Скифии одними из самых важных являются четыре погребальных комплекса — курганы Солоха, Чертомлыкский, Александропольский и упоминавшийся выше Огуз, относящиеся к V—IV векам до н.э. Насыпи Чертомлыка и Александрополя почти одинаковы по своим размерам, а курган Огуз намного превосходит их. В т-рех последних курганах присутствуют длинные дромосы, которые ученые сначала рассматривали как вторичные сооружения, связывавшие дополнительную яму с погребальной камерой центральной могилы. Но потом исследователи пришли к выводу, что это единая система, которая устраивалась в первоначальный период возведения кургана. Особым расположением выделяется монументальная гробница Салбык, относящаяся к V—IV векам до н.э. Здесь под насыпью высотой 25—30 метров, помимо прочих сооружений, находится монументальная каменная ограда, охватывающая площадь почти в 500 квадратных метров.

Большое количество найденного в курганах золота говорит об особом статусе погребенных, так как в скифскую эпоху оно не являлось признаком богатства, как это произошло впоследствии. Золотые украшения встречались ученым лишь в нескольких курганах, причем размеры их могли быть самыми обычными. В срубах (коллективных усыпальницах) обычно только один из погребенных (вероятно, вождь или глава рода) имел золотые украшения.

Большинство скифских курганов было разграблено еще в древности, но не только . Так, например, богатые Келермес-ские курганы в 1903 году были раскопаны не специалистами, а одним кладоискателем — неким техником Д.Г. Шульцем. Он раскопал в Прикубанье четыре насыпи, в которых нашел много дорогих вещей — уборы и вооружение погребенных. Впоследствии, однако, ученые тоже нашли здесь прекрасное серебряное зеркало, крашенное с тыльной стороны гравировкой и обложенное тонким золотым листом, на котором оттиснуты замечательные рисунки.

Страницы: 1 2 3

Важная информация:

Университеты и университетские корпорации
В XII веке существовали школы, привлекавшие студентов не только из близлежащих местностей или из той страны, где располагалась школа, но и из-за границы. Кроме того, в школах часто преподавали люди разных национальностей. Некоторые из эти ...

Извара, господский дом
Мать художника Мария Васильевна, урожденная Калашникова, купила имение Извары в 1872 году и владела им до 1900 года. Двадцать шесть лет жизни Н.К.Рериха были связаны с этим местом. Извара - старинное поселение, по-фински означает «больши ...

Искусство Римской республики
Внешнеполитическая история Римской республики со времени установления республиканского строя в конце 6 в. до н.э. до начала периода империи в конце 1 в. до н.э. разделяется на несколько этапов. Первоначально Рим, являвшийся небольшим горо ...