Карл Росси и рыбинские купцы

Материалы » Карл Росси и рыбинские купцы

Страница 5

Проект рассчитан на то, чтобы стать акцентом в купеческой усадьбе, организовать ее пространство. Он также, как здания, относящиеся к первой группе, должен был восприниматься с разных точек.

Заметим, что центральный, парадный вход архитектор вывел на центральный фасад. Это опять-таки подчеркивает открытость домашнего пространства, столь типичную для ситуации классицизма.

К сожалению, не все рассмотренные проекты жилых зданий К.И. Росси воплощены в Рыбинске. Многие из них так и остались на бумаге, те же, что получили свое воплощение, строились под руководством непрофессиональных инженеров, в результате чего искажался внешний облик зданий: не соблюдались пропорции, многие детали декоративной отделки, форма рустовки. Рыбинские купцы выбирали из всех представленных проектов наиболее простые для исполнения образцы, которые, однако, достойно смотрелись бы на фоне остальных зданий. Это была упрощенная форма домов, выполненных К.И. Росси для купцов Лаврентия Крашенинникова, Михаила Тюменева и посадского Павла Сураежина. Все проекты относились к первой из выделенных нами групп и являли тип особняка или городской усадьбы.

Почти все из выбранных проектов являются проектами угловых домов. Заметим, что угловым домам в начале XIX века придавалось наибольшее значение, поскольку они закрепляли угол улицы и определяли ее дальнейший архитектурный облик. Как правило, оба уличных фасада были решены одинаково, что придавало зданию целостность.

Типичным представителем углового дома является дом купцов Сыромятниковых, расположенный на Волжской набережной, 53. Оба его уличных фасада одинаковы. Квадратный в плане семиоконный двухэтажный дом главным фасадом обращен к Волге. Центральная часть фасада выделена небольшим трехоконным ризалитом, на плоскости которого на уровне второго этажа помещены пилястры ионического ордера, поддерживающие антаблемент с вынесенным вперед раскрепованным карнизом. Треугольным фронтоном с полуциркульным слуховым окном завершается здание.

Оконные проемы первого и второго этажей лишены какого-либо декоративного убранства. Контраст между гладкой, совершенно лишенной всяких украшений стеной первого этажа, оживленным пилястрами вторым и богатой пластикой карниза и фронтона делает фасад здание выразительным, лишая его сухости. Внутренняя планировка дома имела анфиладное расположение комнат, однако до наших дней декоративное убранство интерьеров не сохранилось. В конце XIX века дом купил А.Ф. Фролов и переделал его для нужд детского приюта.

К этому же типу дома близок дом Тюменева, расположенный на пересечении улиц Герцена и Ломоносова. Он был центром богатой купеческой усадьбы, часть которой сохранилась до наших дней. Это флигель и каменные ворота, составляющие с домом единый ансамбль.

Рассмотрим усадьбу более подробно.

Наиболее интересен сам особняк. Он двухэтажный, квадратный в плане, на семь осей окон. Центр фасада выделен небольшим ризалитом, плоскость которого оживляют пилястры коринфского ордера, поддерживающие антаблемент и развитый карниз с фронтоном. Карниз и фронтон сильно раскрепованы. В тимпан вписано полуциркульное слуховое окно.

Гладь стены первого этажа ничем не оживлена. Она составляет контраст с богатым убранством второго этажа, окна которого украшают сандрики в виде полочки на консолях с растительными гирляндами. В промежутках пилястр на уровне их баз и капителей также помещаются лепные венки. Вход в здание проектировался со двора. Каменные ворота соединяют особняк с длинным приземистым одноэтажным флигелем, также имеющим семь осей окон. Флигель решен гораздо скромнее. Его центральные окна вписаны в полукруглые ниши, едва выделяющиеся на ровной глади стены. В промежутках располагаются круглые филенки. Ниши боковых окон вписаны, в свою очередь, в прямоугольники. Скромное, даже аскетичное здание флигеля подчеркивает великолепие самого особняка и составляет с ним единый классический ансамбль.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Важная информация:

Собрание родителей как форма повышения их педагогической культуры
Собрание родителей класса (нескольких смежных классов) может стать действенным фактором формирования педагогической культуры родителей только при условии их правильного поведения. Однако прежде чем сформулировать их, обратимся к типичной ...

Искусство древней Греции, Крит
Начнём наш рассказ с рассмотрения круглой скульптуры. К сожалению, до сих пор не удается чётко выделить и проследить отдельные иконографические типы, т.к. "…божества, воплощённые в этих фигурах, вероятно, мыслились как существа, весь ...

Хозяин Москвы. Рассказ о Свято-Данилове монастыре
Возле реки-Москвы, на юге столицы, золотыми луковками куполов сверкают на солнце храмы Свято-Данилова монастыря. Глядя на белоснежные монастырские соборы и крепостные стены с башнями, увенчанные остроконечными железными шапками, скажешь л ...