Динамика развития любительского театра в России с 60-х годов до настоящего времени

Материалы » Динамика развития любительского театра в России с 60-х годов до настоящего времени

Страница 2

В это время любительские театры определяли свою функцию следующим образом: высказаться в образах по поводу всех сторон жизни. Специфичность любительского театра как явления в 70-е годы можно обнаружить и в том, что с помощью искусства познание мира массами из созерцательного (зрительского) стало действенным. Огромное количество людей включалось в этот процесс, познавало себя в творчестве. Цель многих коллективов 70-х – создать некий «театр общения», где зритель должен участвовать почти на «равных» с актерами.

Избежать дидактики, толкнуть разум и чувство зрителя не только к деятельности, но к определенным выводам, сделанным как бы самостоятельно в результате увиденного в театре, такая тенденция была свойственна многим любительским театрам в 70-е годы.

Важным в это время было и понимание того, что любительское театральное искусство резко отличается от профессионального, и любая попытка достичь профессионального уровня обернется скорее плагиатом, чем качеством спектакля и собственным пониманием поставленной проблемы. Важным явилось и понимание того, что отдельный любительский коллектив отличается не только от профессионального театра, но и от любого другого самодеятельного коллектива, так как придерживается стилевых норм местности, в которой он функционирует, то есть самодеятельное искусство этнографично.

В 60-е годы об ошибках и недостатках в работе народных театров говорилось меньше, чем об их достоинствах, так как надо было, поддержав все хорошее и ценное, утвердить, отстоять право этих коллективов на жизнь в искусстве.

В 70-е годы любительским театрам прежде всего нужны были квалифицированная помощь и профессиональнотребовательная оценка их работы в связи с тем, что возрос как уровень любительских коллективов, так и требования к ним публики.

В 70-е годы возникают споры по поводу сущности, задач и целей любительского театра. Появились две основные точки зрения. Первая доказывала: цель любительского театра – воспитать и духовно обогатить участников коллектива в процессе создания спектакля, то есть важен не результат, а процесс.

Вторая точка зрения была противоположна первой и абсолютизировала конечный результат качество спектакля.

Но в обоих случаях не принималась в расчет главная особенность деятельности любительских театров в этот период: специфическая предрасположенность к новизне, к самым разнообразным исканиям, экспериментам, пробам (репертуарным и формальным).

Любительский театр в 80-е годы Споры разрешились только в 80-е годы, когда пришли к выводу о взаимосвязанности этих двух функций: социально-воспитательной и художественно творческой, ведь для любительского театра неразрывны процесс и результат.

При всей обязательности художественной функции, без которой вообще нет театра, работа самодеятельного драматического коллектива в первую очередь определяется его социальновоспитательной деятельностью. Но социальное и творческое формирование коллектива осуществляется в процессе работы над спектаклем и показа его зрителю.

Чем успешнее этот процесс, тем более высокие творческие задачи может ставить и решать театр, тем лучше будут его спектакли.

Главная традиция любительского театра 80-х кратко звучит так: все делаем сами. Для самодеятельных артистов ни реквизита, ни декораций, ни костюмов, ни осветительной и иной аппаратуры никто не производил. Что сумели добыть или выпросить — тому и были рады. Вся мебель, все декорации, все костюмы — дело рук участников любительского театра.

В 80-е годы задумались также и об оценке результатов работы любительских театров в ходе различного рода смотров, конкурсов, фестивалей, так как существовавшая система была несовершенна.

Остро ставился вопрос и о подготовке руководящих кадров (который возник еще в конце 60-х, но так и не был решен).

В это время возникло серьезное противоречие между участниками любительского театрального движения и его руководством (администрацией домов культуры и методических органов): для первых важны были качество спектакля, уровень творческого процесса, они стремились к глубокому и серьезному постижению искусства и пытались реализовать себя в художественном творчестве, вторые же были ориентированы в основном на формальные показатели работы, их устраивал “средний” уровень коллективов, выполняющих все требования инструкций, участвующих во всех мероприятиях ДК.

Страницы: 1 2 3 4 5

Важная информация:

Семь дней
Разнообразие ликов луны разбило лунный месяц на части помельче. У вавилонян мы находим семидневную неделю, но связанную не с фазами Луны, а с астрологическими правилами. Вавилонские жрецы знали семь небесных тел, семь небожителей: Солнце, ...

Ваганты
Ваганты (от clerici vagantes], иначе голиарды, вероятно от провансальского gualiador — «шутник», «мистификатор», или же родственно с франц. gaillard — «малый» (молодой человек) — средневековая (XI—XIV вв.] зап.-европейская корпорация «бро ...

Зеркальный коридор. Художественное воплощение духовной проблемы нарциссизма
Нарциссизм – понятие, давно вышедшее за пределы узкого клиникопсихиатрического рассмотрения; в настоящее время им оперируют, вкладывая различные, подчас противоположные смыслы, культурологи, искусствоведы, психологи, социологи, политологи ...