Искусство древней Греции, Крит

Материалы » Искусство древней Греции, Крит

Страница 3

Отличительное своеобразие критских дворцов, тесно связанное со спецификой планировки — это особое расположение в пространстве. Они были "вписаны" в ландшафт, ориентированны на стороны света, имели террасную структуру, и также как и старые дворцы привязаны к сакральным местам. Американский историк архитектуры В. Скалли, изучив ландшафты Кносса, Феста, Маллии и Гурнии, пришёл к выводу, что выбор места для постройки дворца, а также специфика его ориентации обычно определялись с учётом двух факторов 13: 1. Дворцы, как правило, располагались в замкнутой со всех сторон долине, размеры которой могут быть различными, но конфигурация (вытянутый в длину прямоугольник) остаётся всегда одной и той же. На осевой линии дворца к северу или к югу от него можно увидеть округлый или конический холм, а на некотором расстоянии от него — гору с раздвоенной вершиной.

Всё это, по мнению, В. Скалли, свидетельствует о том, что архитектура дворца должна была восприниматься как своего рода искусственное дополнение к тем естественным архитектурно-скульптурным формам, которые были созданы вокруг него самой природой. Следовательно, как памятники синтетического искусства критские дворцы могут быть поняты лишь в тесной связи с ландшафтной архитектурой. Ю.В. Андреев добавляет с этой точке зрения, полагая, что в концепции В. Скалли "…заключено определённое рациональное зерно, каковым может считаться идея гармонической сбалансированности дворцовой архитектуры с формами окружающего ландшафта, сбалансированности не только эстетического (хотя этот момент, несомненно, учитывался), сколько религиозно-символического порядка". Итак, уже в системе расположения критского дворца проявились его функции, и, прежде всего — это функция сакральная. Также для понимания специфики архитектурно-планировочного решения Кносского дворца важно понятие асимметрии плана. Так, центральный двор, несмотря на свою доминирующую роль в системе архитектурной композиции, не имеет черт симметрии ни с своих контурах, ни в композиции помещений вокруг него, наоборот, как отмечает Б.Р. Виппер "…строители Кносского дворца стремились, очевидно, к возможно большей свободе, к живописному беспорядку в комбинации пространств". Например, с северо-восточной и юго-западной сторон стены дворца уступами врываются в площадь двора; главный, северный, вход помещен не на центральной оси; наружные контуры дворца отличаются неправильными очертаниями; размещение архитектурных пространств на различных уровнях (так в Кносском дворце можно наблюдать по меньшей мере четыре уровня пола, а одноэтажные комплексы здания постоянно чередуются с двух- и трёхэтажными). Учитывая эти специфические черты архитектурного замысла, лежащего в основе критских дворцов, рассмотрим подробнее планировку дворца.

Главный вход во дворец находился на юго-западе и через него, вероятно, осуществлялся проход с большой площади перед дворцом. По мнению Дж. Грехема, вход носил ритуальный характер и был связан с центральным (западным) двором, который в отличие от других критских дворцов был отгорожен стеной. Этот вход во дворец отмечен небольшим портиком с одной колонной посередине. Вход открывается не в сторону западного двора, а на север. Стены портика украшены раскрашенными стуковыми рельефами с изображениями быков, при этом композиция портика Кносса напоминает западный и северо-западный портики в Фесте. Две двери вели из портика: одна в помещение стражи, другая — открывается в длинный коридор, идущий на юг, потом под прямым углом поворачивающий на восток. Этот коридор, по сюжетам украшавших его фресок, получил название "Коридор Процессий". На север от коридора были расположены Пропилеи (прямоугольное помещение, разделённое выступами стен на две неодинаковые части, в каждой из которых потолок поддерживает пара столбов), за которыми А. Эванс реконструирует лестницу с мощными полонами, ведущую к парадным залам и святилищу в верхнем этаже. Однако по мнению Р. Кастледена, А. Эванс ошибся и на месте Пропилей был культовый зал, названный им "Святилище несущего чашу". Другой вход вёл на главный двор с севера. Он был оформлен двойным рядом массивных столбов, образовавших узкий коридор, через который осуществлялся проход в центральный двор.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Важная информация:

Греческая архаика
VII-VI века до н. э. время сложения и укрепления античных рабовладельческих городов-государств, греческих полисов называются архаическими (от греческого архайос древний). Усиленно строятся и укрепляются города, прокладываются дороги, мост ...

Дадаизм
Дадаизм — сложившееся в годы войны художественное и литературное направление, имеющее своей целью разрушение буржуазной культуры и дискредитирование мещанских нравов. На место отрицаемого Д. ставит анархическую инициативу индивидуума, нич ...

Искусство развитого средневековья
Если в VIII — IX веках лишь сам император и его двор заботились о насаждении еще редких очагов просвещения, то спустя 100—150 лет после гибели Каролингской империи, когда в Европе вновь воцарился мир, повсюду закипела работа. Инициативу с ...