Отношение к труду часто выступает критерием нравственности. Сказка неизменно сочувствует тому, кто работает от темна до темна, и воздает ему по заслугам. Она постоянно использует сюжет, где работа оказывается лучшим лекарством от всех нравственных пороков. Народная песня, воспевая женскую красоту, рисует образ крепкой и румяной ловкой работницы, а не тонкой неженки-белоручки. Да и сами песни поются в большинстве за работой и о работе.
Труд временами был настолько тяжел, что мечталось от него избавиться. Идеал счастливой жизни связывался с чудом, когда все совершается "по щучьему веленью, по моему хотенью". Но бывает, что герой сказки и отказывается от предлагаемой праздной жизни, ибо она "не по нему" и просит награду, полезную в хозяйстве.
Трудолюбие - та позиция, с которой народная мораль как бы упрекала господствующие классы в их главном пороке - безделье. "Лень - мать всех пороков" (лат.). Не трудом приобретенное добро расценивается как кража: "Багатаму прасцей красцы мае, да чага нрыкласцГ' (бел.). Безмерное богатство вызывает бессмысленную жадность, а стремление удержать накопленное заставляет лгать: "На воду не опирайся, беку не верь" (дагест.). Дело тут не в осуждении богатства как такового, а в порицании богатства незаслуженного. Народная мудрость одобряет не роскошь, а трудовую зажиточность, достаток.
ж). Коллективизм.
Наряду с первичным коллективом - семьей, человек аграрного общества тесно связан с сельской общиной. Все праздники были общими, все главные события жизни проходили на глазах у людей. "На миру и смерть красна" (рус.). Демонстрацией такого единства служит обычай "тала-ки" у белорусов, "хашар" у туркмен и т.п. Он состоит в совместном выполнении трудоемких работ, сопровождаемом ритуальной едой и песнями. Необходимость тесного взаимодействия осознавалась четко: "Один в поле не воин" (рус.); "Одинокий пыли не подымет" (туркмен.); "Адным калом плоту не падапрэш"- (бел,); "Если все помогают, то и войлочный кол в землю войдет" (дагест.).
Полна поучительного смысла сказка, где отец показывает сыновьям, как легко переломить прут и как трудно - метлу из прутьев. Еще один популярный сказочный сюжет рассказывает, как герой справляется с заданиями при помощи людей, наделенных разными талантами. В эпических поэмах единство народа, противостоящего врагу, является залогом победы. Ибо нет ничего страшнее, чем раздоры между своими.
Отношения в общине налаживаются по принципу взаимности. Эту мысль закрепляют народные формулировки "золотого правила нравственности": "Как аукнется, так и откликнется" (рус.); "Кто копает яму другому, попадет в нее сам" (латин.); "Што сабе не мша, так l другому не зыч" (бел.).
Единство и даже единообразие поведения членов общины поддерживалось в основном за счет общественного мнения. Но понимание того, что оно не всегда справедливо, тоже есть. Сказочные герои, например, часто действуют наперекор стандарту. Тот же Иван-дурак игнорирует всеобщие благоразумные способы поведения и оказывается добрее, а потом и счастливее остальных.
Однако люди своей общины, своего народа всегда представляются нравственно более близкими в сравнении с соседями. И хотя народная мудрость уже понимает, что "со своим уставом в чужой монастырь" ходить не следует, все- таки "всяк кулик" продолжает хвалить "свое болото". Преданность своему гнезду, какое бы оно ни было, является безусловной добродетелью: "Убей меня, погуби меня, своему роду, своему корню, я не изменю" (из тюркского эпоса). Здесь коллективистская ориентация вновь смыкается как с патриотическими мотивами, так и с идеей святости родства.
Замыкается круг, очерчивающий синкретичный образ народной нравственности. Ее ориентации составили основу всякой последующей морали. Но их благообразием не следует обольщаться. Народная мудрость противоречива, как сама жизнь, в чем Вы можете не раз убедиться, обращаясь к заданиям практического блока. Кроме того, всякие заповеди провозглашаются, но далеко не всегда выполняются. Литература, описывающая народный быт и нравы, рисует картину безрадостную. Деспотизм мужчины, притеснение младшего поколения, давление вздорного мнения "среды", агрессивное неприятие "чужого", - такова оборотная сторона традиционных нравов.
Важная информация:
Видение пророка Даниила в русском искусстве XV-XVI веков
Среди важнейших источников византийской и русской иконографии Страшного Суда особое место занимает видение пророка Даниила (Дан VII). Уже с древнейших времен это видение, наряду с другими ветхозаветными эсхатологическими пророчествами, ши ...
Виды распевного чтения
Древнерусский литургический речитатив, заимствованный вместе со всем христианским культом, приобрел на Руси музыкальные особенности, связанные с национальным характером музыки и русской речевой интонацией.
Несмотря на то, что видов церко ...
Свадебный обряд
У чувашей были распространены три формы заключения брака: 1) с полным свадебным обрядом и сватовством (туйла, туйпа кайни), 2) свадьба «уходом» (хёр тухса кайни) и 3) похищение невесты, часто с ее согласия (хёр варлани).
Жениха в дом нев ...
Навигация