Христианская церковь предавала анафеме светские языческие зрелища, стремилась заменить их церковными праздниками, требовала, чтобы христиане шли на литургию, а не в цирк. Однако усилия церкви еще не имели большого успеха. Лишь к концу изучаемого периода массовые зрелища и народные организации (димы) приходят в упадок и в социальной психологии масс происходит поворот в пользу образа жизни, насаждаемого церковью.
Особое место в византийской цивилизации занимала музыка. Она была весьма многоцветной - музыка городских улиц, театральных и цирковых представлений и народных празднеств. Ее оплодотворяла богатейшая песенно-музыкальная практика многих народов, населявших империю. Каждый из видов музыки имел свой эстетический и социальный смысл, и в то же время, взаимо действуя, они сливались в единое целое. Музыка являлась важной составной частью жизни императорского двора, знати, парадных приемов иностранных послов, торжественных праздников и выходов василевса к народу. Это придавало музыке особый гражданский статус; в основе придворной светской музыки лежали традиции, воспринятые от позднеримской эпохи. Своеобразное сочетание авторитарности и демократизма, столь характерное для общественного строя ранней Византии, не могло не сказаться и на характере музыкальной культуры, ко торая представляла собой сложное и многоликое явление духовной жизни эпохи. Христианство очень рано оценило особые возможности музыки как искусства универсального и одновременно обладающего силой массового и ин дивидуального психологического воздействия и включило се в свой культурный ритуал. Именно культовой музыке суждено было занять доминирующее положение в средневековой Византии, хотя и светское музыкальное творчество там никогда не угасало.
Итак, в ранней Византии интенсивно складывались основные особенности византийской культуры, окончательно сформировавшиеся в последующий период. Прежде всего к ним следует отнести «открытость» византийской культуры многообразным культурным влияниям, получаемым как извне, от соседних стран и народов, так и изнутри, из культуры полиэтнического населения империи. Греко-римская в своей основе византийская культура в процессе становления и развития значительно обогатилась элементами культуры многих народов Востока, что придало ей неповторимый колорит, который так отличает ее от культуры Западной Европы. Окончательной победе именно греко-римской культуры над многообразными, в том числе и сильными, восточными влияниями способствовало сохранение в Византии в значительных масштабах античного культурного наследия. И здесь, в сфере взаимодействия восточных и западных влияний, на наш взгляд, произошел органический синтез позднеантичных элементов с нарождающейся культурой средневе кового общества. Цитаделью сохранения культурного наследия античности были города, в первую очередь Константинополь.
Важная информация:
Немного о святках в допетровской Руси
Напомню вам, уважаемые читатели, что праздник Рождества является для христиан воплощением идеи двумирности, так как бог сошел на землю, "преклонив небеса". И, следовательно, пафос всего праздника заключается в том, что произошло ...
Литургический речитатив
Музыкальные особенности литургического речитатива тесно смыкаются с интонационными закономерностями прозаической речи и речевой интонации. Как отмечает П. Вагнер, это связано с тем, что литургический речитатив находится в пограничной обла ...
Цвета в одежде
Если человек хочет подчеркнуть белизну своего лица, то ему следует надевать красную одежду , в любых других сочетаниях красный цвет одежды подавляет естественный цвет лица. Желтый цвет белизне лица придает фиолетовый оттенок.
Обычно цвет ...
Навигация