Комнинское возрождение

Искусство Византии » Комнинское возрождение

Страница 12

Среди многочисленных, несколько эклектичных мозаик Монреале привлекают внимание ктиторские изображения: с правой стороны король Вильгельм II подносит Богоматери модель собора, с левой - его коронует Христос; а также библейские сцены - сотворение мира, создание Адама и Евы, их грехопадение и изгнание из рая, построение Вавилонской башни, всемирный потоп, убийство Каином Авеля. Эти мозаики носят черты примитивизма, они порою наивны, но вместе с тем похожи на жанровые сценки, пейзаж становится более реальным, появляются элементы перспективы. Меняется обычная иконография - место бога Саваофа занимает Христос. В евангельском цикле, включающем сцены из жизни Христа и Марии, покровительницы собора, пробиваются некоторые реалистические черты, движения персонажей приобретают естественность и порывистость, отражают сильные эмоции, страстную борьбу. Созданные совместными усилиями византийских и сицилийских мастеров, они - плод синтеза культур Византии и Запада. Абстрактные византийские художественные формы постепенно начинают растворяться в западной, латинской, более реалистической культуре.

Рядом с кафедральным собором Монреале расположен небольшой монастырь XII в. Жемчужиной монастырского ансамбля является квадратный внутренний дворик, окруженный редкой красоты аркадами и множеством колонн. Колонны с изящными резными капителями отделаны мозаиками и скульптурами, в чем сказывается явное влияние романского стиля. В углу дворика находится чудесный небольшой фонтан в арабском стиле - точная копия фонтана в Альгамбре. В центре фонтана стоит колонна с причудливыми орнаментальными переплетениями, увенчанная резным полукруглым павершием с изображениями фантастических зверей и чудовищ и украшенным узором из листьев аканфа. Аркада, окружающая со всех сторон фонтан, образует над ним как бы павильон, все колонны которого декорированы арабским орнаментом. Поэтичный и вместе с тем нарядно-узорчатый ансамбль внутреннего дворика монастыря Монреале, сохраняя романскую основу, стилистически очень близок к искусству испанских арабов и показывает интенсивное развитие художественных связей Сицилии (впрочем, как и Византии) с культурой Кордовского халифата.

Другим форпостом распространения византийской культуры на Западе были Венеция и окружающие ее города. По мере роста богатства и политического влияния Венеции укреплялись ее связи с Восточным Средиземноморьем, происходило более тесное сближение царицы Адриатики с Константинополем. Именно к столичным византийским образцам обратились венецианские дожи, приступив к постройке кафедрального собора св. Марка в Венеции. Собор был построен византийскими мастерами по образцу Константинопольского храма 12 Апостолов. Первоначально это был крестово-купольный храм с удлиненным крестом, перекрытый пятью большими куполами. Он неоднократно перестраивался, в XIII в. к нему был пристроен готический фасад, на верхней террасе которого были установлены знаменитые кони Лисиппа, вывезенные венецианцами из Константинополя после разгрома города крестоносцами в 1204 г. Этот фасад сильно изменил внешний вид собора, заменив его первоначальные визан тийские архитектурные формы. Как внешний облик собора, так и его внутреннее убранство чрезвычайно эклек тичны, носят на себе печать эпигонства и смешения стилей. Роскошный декор, пышность и торжественность интерьера все же лишены единства замысла и величавой простоты поистине высокого искусства. Собор Сан-Марко не идет ни в какое сравнение с высочайшим благородством Софии Константинопольской или других прославлен ных византийских храмов.

Внутреннее убранство собора создавалось в течение столетий и насчитывает несколько слоев декора. Особенно интенсивное украшение собора происходило в последней четверти XII - начале XIII в. Многочисленные мозаики создавались как византийцами, так и латинскими маетерами адриатической школы. В результате получился причудливый синтез византийских и романских элементов, причем латинское влияние порою преобладает. Иконография собора чрезвычайно запутана, в огромном числе мозаик и фресок, часто подновленных, трудно проследить единую композицию. Среди массы росписей как в главном нефе, так и в боковых приделах и особенно на хорах утеряна путеводная нить строгого композиционного построения. Декор пяти огромных куполов включает, помимо обычных в византийской иконографии сюжетов: Пантократора, вознесения Христа, сошествия Св. Духа на апостолов, еще и два дополнительных сюжета - сотворение мира и историю св. Марка. Оба они были павеяны интересами и вкусами Запада. С сюжетом сотворения мира мы уже встречались в соборе Монреале. Особое же внимание венецианцев к патрону собора и самой Адриатической республики к апостолу Марку вполне естественно.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13

Важная информация:

Университеты и университетские корпорации
В XII веке существовали школы, привлекавшие студентов не только из близлежащих местностей или из той страны, где располагалась школа, но и из-за границы. Кроме того, в школах часто преподавали люди разных национальностей. Некоторые из эти ...

Эллиническое искусство
Еще во второй половине IV в. до н. э. на арену истории выступила новая политическая сила Македония, которой не могли противостоять греческие города-государства. Завоеваниями Филиппа Македонского, а затем его сына Александра кончилась поли ...

Проблема национального характера и менталитета
Осмысление исторического опыта уходящего столетия, анализ причин этнических конфликтов, переоценка внешнеполитических реалий современного мира возродили интерес к проблеме национального характера и национального менталитета. В повсе-дневн ...