Связь карикатуры и искусства создавать медали и ордена

Материалы » Карикатура: появление и развитие. Связь с другими видами искусства » Связь карикатуры и искусства создавать медали и ордена

Страница 1

Казалось бы, что общего у искусства создавать ордена и медали с карикатурой? А дело в том, что линия - "обратная сторона медали" в каком-то месте культурного пространства пересекается с линией - "подтекст" карикатуры. Медаль и орден - это отличие с положительным знаком, а карикатура - чаще с отрицательным. Но, как говорится, противоположности сходятся, и рождаются сатирические ордена и юмористические медали.

В период Реформации протестанты делали медали с оскорбительными для папы изображениями и с подписью "Папская власть противна Богу". Эти своеобразные карикатуры распространялись в Германии, Франции и Англии. Сторонники папы в отместку выпускали антикальвинские медали, на которых гугеноты, жаждущие пожрать Францию, изображались с волчьей головой. Во Франции же, где карнавальные традиции были широко распространены, в честь высших сановников шутовской иерархии выбивали свинцовые жетоны. На одном из них представлен дурацкий папа в тиаре и с крестом в руке. Его сопровождают шут и двое персонажей в докторских беретах. На обороте - фигура Глупости с погремушкой, перед которой преклонился кардинал.

В свое время медали-карикатуры удостоилась любовница Августа Саксонского графиня Козель, ласки которой оплачивались "народными" деньгами. На одной стороне этой медали изображены два амура, а на другой - любовная сцена петуха и курицы. Эта "награда" отразила одновременно и чувства народа, и волю политических противников Августа.

Традиция выдумывания сатирических наград многие годы сохранялась в "Крокодиле". А начал ее первый редактор К. Еремеев, предложивший награждать орденом "Крокодила" зловредных бюрократов, волокитчиков и чинуш. Позже "героев" стали искать за границей. В 1951 году М. Абрамов сделал проекты орденов для лагеря империалистов: американский орден "Фиговый листок" (учрежден для прикрытия бесстыдной подготовки войны), Фултонский орден "Почетный поджигатель" (для У. Черчилля и его сподвижников), Боннский орден "Березовый крест" (для любителей реванша) и другие. В 1967 году в преддверии Международного года прав человека Ю. Федоровым был предложен эскиз медали ДИГ (душителям и гонителям гражданских свобод), которая предназначалась для конкретных политических деятелей Запада. Одновременно создавались "производственные" награды (за отвагу при производстве брака) и "спортивные" ("Чугунная" и "Косая нога").

За границей же больше тяготели к юмору, а не к сатире. Газета "Польский курьер" ежегодно собирает предложения детей о предполагаемых кавалерах Ордена Улыбки. Среди уже награжденных - писатели, актеры, художники, в том числе С. Образцов. Не дождавшись награды из-за границы любимой актрисе Рине Зеленой, российские дети подарили ей собственный и единственный в своем роде экземпляр "За улыбку".

Брались за изготовление медалей и карикатуристы. Серию медалей с изображением своих великих коллег создал Р. Серль. Среди них В. Буш, Г. Посада, Д. Гильрей.

В 1988 году набор медалей за очковтирательство, за оптимизм в конце месяца и т. п. предложил И. Анчуков. Двумя годами позже А. Васар нарисовал в "Пиккере" серию орденов с политическим подтекстом, а 1997 год памятен эскизами медалей, предложенными И. Сольским: за воровскую законность, за взятие кредита, за освобожденный от зарплаты труд и другие. Особая группа медалей связана непосредственно с выставками карикатуристов, особенно в Прибалтике ("Ура! Культура" В. Буслиса и т. д.). К ним примыкают медали-сувениры, изготовлением которых занимаются "Фальшивомонетные дворы". Одна из "наград" одесского "двора" - медаль "Лауреата международной пушкинской, но бабелевской премии" (она же ненобелевская премия).

Страницы: 1 2

Важная информация:

Сентиментализм на западе
Термин «С.» образован от прилагательного «сентиментальный» (чувствительный), которое встречается уже у Ричардсона, но особую популярность приобрело после книги Л. Стерна «A sentimental journey through France und Italy» (Сентиментальное пу ...

Рафаэль
Шестнадцатый век - век наивысшего расцвета итальянского искусства, и одновременно, начало конца великой эпохи высокого Возрождения, когда многочисленные трактаты гуманистов, полные возвышенных рассуждений, входят в противоречие с действит ...

Наука и искусство как языки единого мировосприятия в античном представлении
По мере того, как человек понимал единство окружающего мира, познавал закономерности развития различных живых организмов, он установил невидимую, мистическую взаимосвязь всего живого и неживого в космосе. Одни и те же процессы рождения, р ...