Психолингвистическое исследование как основа современного подхода к обучению иностранным языкам

Материалы » Психолингвистическое исследование как основа современного подхода к обучению иностранным языкам

Страница 3

Ассоциативный эксперимент является одним из первых этапов запланированного исследования, в котором одновременно принимают участие соответствующие факультеты зарубежных университетов-партнеров г.Пуатье (Фран-ция) и г.Касселя (Германия).

Общий экспериментальный корпус стимулов был выделен на основе единой методики для всех трех участников исследования. На каждый из предложенных слов-стимулов испытуемые должны были дать не более трех вербальных ответов. В эксперименте участвовали около 500 человек с каждой из трех сторон - российской, немецкой, французской, что в целом делает проведенное исследование достаточно репрезентативным.

Общеизвестно, что характер ассоциаций зависит от возраста, пола, образовательного уровня, социального статуса, профессии испытуемого. Именно эти параметры и были заложены в основу классификационных характеристик при обработке полученного материала. Помимо количественного фактора при интерпретации результатов, которые на данном этапе находятся в стадии компьютерной обработки, используемая методика позволяет одновременно учитывать качественные признаки ассоциативных связей по сходству, смежности, противоположности и др. Следует также отметить, что проведенный эксперимент позволяет выделить достаточно большое количество речевых штампов и клише (типа "Европа - плюс"), которые также выступают как объект исследования.

Проведенное исследование открывает новые возможности лингвистического, психологического, психолингвистического анализа одного из фундаментальных уровней отражения действительности. Качественная и количественная интерпретация данных эксперимента позволяет не только изучить "ассоциативно-вербальную сеть", которая отражает организацию языковой способности человека, но и сделать попытку охарактеризовать ассоциативную зону - семантическое поле личности и перейти к этнопсихолингвистическому описанию основ взаимопонимания в межкультурном общении, опираясь на материал исследования российской, немецкой и французской сторон.

"Национальное своеобразие, - как считает Д.С.Лихачев, - сближает нации, а не разъединяет их. Мы отправляемся к другим народам, чтобы увидеть их индивидуальность, "непохожесть" и в этой "непохожести" увидеть вечную красоту". Открыть это своеобразие и учесть его в практике преподавания и обучения иностранному языку - одна из важнейших задач современного подхода, основанного на психолингвистическом исследовании диалога языков и культур.

Страницы: 1 2 3 

Важная информация:

Семиосфера
Семиосфера - понятие, разработанное в семиотической культурологии Ю. М. Лотмана. Семиосфера - это семиотическое пространство, по своему объекту, в сущности, равное культуре; семиосфера - необходимая предпосылка языковой коммуникации. Ус ...

Русская школа экранизации
Едва ли не общим местом многих исторических обзоров является утверждение, что русский художественный фильм формировался в прямой связи и под непосредственным влиянием русской классической литературы XIX века. Действительно, экранизация п ...

Искусство эпохи республики
История Рима делится на два этапа. Первый — эпоха республики — наступил в конце VI в. до н. э., когда из Рима были изгнаны этрусские цари, и продолжался до середины I в. до н. э. Второй этап — императорский — начался правлением Октавиана ...