Монолог в полилоге

Материалы » Монолог в полилоге

Страница 2

В композиционном построении диалог и полилог не отличаются четкостью и стройностью вследствие того, что создаются совместными коммуникативными усилиями нескольких лиц, принимающих участие в общении; этот факт накладывает определенный отпечаток на характер употребления языковых средств в диалоге и полилоге. Для них характерны встречные или оккурсивные связи, в то время как для монолога - присоединительные или кумулятивные. Кроме того, диалогу и полилогу свойственно употребление специальных форм коммуникативной установки, которые обслуживают языковое общение. Следовательно, распределяясь между двумя или несколькими коммуникантами, тема диалога резко отличается от темы монологического высказывания. Тема диалога и полилога обладает большим динамизмом, активностью, в то время как монологическое высказывание является более завершенным, закрытым в семантическом плане.

Монологическая и коллективные формы общения отличаются и сферой употребления. Основные коммуникативные ситуации употребления монологической речи - это сфера искусства, ораторского выступления, общения по телевидению и радио, ситуация обучения (речь учителя в классе). Крайне редко монологическая речь встречается в бытовом общении. Что же касается коллективных форм общения - диалога и полилога - они широко распространены и в бытовом общении, и в художественной литературе.

Диалог и полилог отличаются от монолога и самой сутью диалога и полилога, то есть общением нескольких людей. Диалог и полилог - это разные точки зрения, которые либо совпадают, либо нет; это активная интерпретация точки зрения другого; это ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании; это взаимодополнение точек зрения участников общения, соотнесение которых и является целью диалога и полилога.

Итак, мы показали, что монолог как одностороннее общение противопоставляется диалогу и полилогу как формам коллективного общения. Диалог и полилог во многом сходны, но отождествлять их нельзя. Диалог - это простейшая или элементарная форма коллективного общения; полилог - более сложная форма коллективного общения как по составу участников, так и по языковой структуре. Одной из отличительных черт монолога от диалога и полилога, как мы уже говорили, является тот факт, что в монологе - присоединительные или кумулятивные связи, в диалоге и полилоге - встречные или оккурсивные. Но, оказывается, в полилогах иногда вместо встречных связей мы можем найти присоединительные, причем удельный вес присоединительных связей в полилоге больше, чем в диалоге, особенно в полилоге-обсуждении.

Участники полилога такого типа, то есть построенного на присоединительных связях, строят монологическое высказывание друг за другом, таким образом, их реплики - это не реплики полилога, а одно высказывание, значит и одна диктема, которая высказывается в нескольких репликах, идущих друг за другом. Напомним, что диктема - "элементарная тематическая (тематизирующая, топикальная) единица связной речи". Можно убрать говорящих, и будет монолог. В полилогах присоединительные связи встречаются гораздо чаще, чем в диалоге. В некоторых случаях мы находим в полилогах и встречные и присоединительные связи.

Таким образом, мы рассмотрели разные формы общения, такие, как монолог, диалог и полилог, показали их особенности, взаимосвязь и различия; выделили такое явление, как "монолог в полилоге", то есть показали, что существуют полилоги с присоединительными связями.

Страницы: 1 2 

Важная информация:

Жизнь ребенка в начале XVII века
Людовик XIII родился 27 сентября 1601 года. Его личный врач Эроар оставил нам подробный дневник с детальным описанием каждого шага маленького дофина. В год и пять месяцев, отмечает Эроар, «он играет на скрипке и при этом подпевает себе». ...

Академии
Происхождением своим слово А. обязано местечку этого названия близ Афин, где любил бывать Платон (см.), излагая слушателям, обычно во время прогулок, свое учение (IV в. до христ. эры). Отсюда его философская школа (а после смерти — школа ...

Собрание родителей как форма повышения их педагогической культуры
Собрание родителей класса (нескольких смежных классов) может стать действенным фактором формирования педагогической культуры родителей только при условии их правильного поведения. Однако прежде чем сформулировать их, обратимся к типичной ...