Человек — человек

Понимание жилища как структурирующего мир символа задают ценностно — смысловые поля, формирующие и изменяющие духовный мир самого человека, проявляющийся в общении с другими людьми. Освоение человеческого пространства, «делание» его «своим», приятие освоенного пространства в мир человека не оставляет без изменения и организацию его внутреннего духовного пространства. Ведя диалог с природой, люди усваивали общение друг с другом. Воздавая лесу дань за вырубленные деревья, строитель относился к нему как к самоценности.

Дом, будучи целостной моделью Вселенной, позволял не утратить взгляд на мир как целостное единство, без которого не возможна гармонизация отношений «человек — мир». При таком взгляде и человек как целое присутствует в этом единстве. Не случайно части дома получают человеческие имена: окно — око, устье печи — уста, балка крыши — матица. В соответствии с представлениями о строении дома по аналогии с человеческим телом, двери входят в систему генитальной символики. Поэтому открывание дверей в свадебном обряде символизирует дефлорацию. Все те части дома, которые имели отверстие (стены, печь, крыша) осмыслялись как «женские» элементы жилища, в то время как вертикали наделялись мужской сущностью. «Как в нашем теле заключена душа и просвечивает сквозь тело, так дом — тело на нас; человек «во плоти» как душа в доме» (Гачев).

Орнаментальные изображения, украшающие дом, являются и текстом, говорящим входящим об образе жизни живущих в доме людей. Надо отметить, что многие символы избы как целостной символической системы обладают эстетическими значениями (например, безразличное в утилитарном отношении символическая маркировка окон и дверей резьбой, росписями).

В обстановке жилища складывались этикетные нормы, регламентирующие отношения между людьми. Так, место у печи — «женское пространство» (соответствует женской территории храма — нартексу), в красном углу — наиболее почетное, мужское (соответствует алтарной части храма, в которую допускаются только мужчины). При входе в дом независимо от желания приходится наклоняться, чтоб пройти в достаточно низкие двери, а таким образом и кланяться правому — красному углу. Гостей в доме укладывали на лавки, поэтому их делали так, чтобы на них мог уместиться самый полный человек деревни. За стол усаживались в определенном порядке: центральное место за столом занимал хозяин дома. По правую руку от него — место для почетных гостей, жены и дети располагались слева, по старшинству. Этот язык сигналов помогал сориентироваться в чужом доме, что важно не только из соображений этикета, но и для выработки правильной стратегии поведения.

Общаясь с символом, человек не только «вкладывает» в него смысл, но и «извлекает». Это «извлечение» и формирует отношение человека к окружающим его реалиям: к природе, к вещам, к другому человеку. Относясь к жилищу как символу, человек учился соизмерять смысл собственной индивидуальной жизни с жизнью и смыслом природы, относится к другому как ценности, оценивать его с точки зрения установленного порядка (лада), ведь нравственное отношение к природе и вещам предусматривало и нравственное отношение к другим людям.

Рассмотрев функционирования символа на конкретном примере крестьянского жилища, можно заключить, что в результате взаимодействия языческой и христианской традиции в культуре Древней Руси сложилась совершенно своеобразная манера символотворчества, выступающая средством гармонизации отношений «человек-мир».

Важная информация:

История оригами
В древнем Китае бумагу использовали в самых различных областях жизнедеятельности, в том числе и в религиозных целях – изначально было принято сжигать вместе с покойником его вещи, дабы обеспечить ему дальнейший путь на небесах. Позже бере ...

Искусство Китая
Современные представления ученых о религиозной и духовной жизни Древнего Китая основаны на письменных источниках, некоторые из них были составлены в глубокой древности. К началу I тыс. до н.э. относятся наиболее ранние памятники древнекит ...

Сюжет
Сюжет (от фр. sujet - субъект, предмет) - последовательность событий в художественном тексте. Парадокс, связанный с судьбой понятия сюжета в ХХ в., заключается в том, что как только филология научилась его изучать, литература начала его ...