В результате нравственные, эстетические, научные ценности, такие как, например, (благо любовь, честь, долг, добро, красота, идеал, гармония, стиль, знания) сосуществуют с витальными (богатством, стремлением к успеху, предприимчивостью, практицизмом). Потому культурный полиформизм сопровождается появлением разнообразной символики в светской жизни екатерининской знати как средств обозначения, передачи значений и фиксации смысла, что выражается не только в различных видах церемониала, но и в парадной придворной одежде, раритетных вещах, наполняющих дворцовые интерьеры.
Но придворная культура, с ее ценностно-смысловой самодостаточностью связана еще и с определенными этическими нормами, которые закрепляются поведенческим стилем, вошедшим в придворную жизнь как стиль куртуазный, распространившийся в Россию из Франции, являющейся хранительницей идеалов и традиций титулованной дворянской аристократии.
Войдя в практику моральных отношений в России, куртуазный стиль, определяемый превалируемыми уважением и вежливостью, обозначающими изысканную любезность, в совокупности с деликатностью и повышенным вниманием к собеседнику, рассчитан на восприятие респектабельного общества.
Формируя культуру речи и культуру чувств, куртуазный стиль регламентирует и нормализует внешние формы поведения, такие, как манеры, жесты, мимику, которые, в свою очередь, будучи эстетически окрашенными, образуют в совокупности код, образный язык для передачи многообразных оттенков чувств и настроений и, следовательно, органично вписываются в галантное общение.
В подобных условиях, общение, направленное на поиск самовыражения и взаимопонимания и на этом построенное, обусловлено устойчивыми чувствами и моральными эмоциями, продиктовано, так же как и эстетическое поведение, условиями рафинированного образа жизни.
Неслучайно поэтому Екатерина II, распространяя куртуазный стиль в придворной среде, пытается создать в ней своеобразную модель европейского образа жизни как функционально-организованную социально-культурную систему, с достаточно выраженной сословно-статусной структурой, закрепленной аппаратом власти, но сориентированную прежде всего на Францию как стандартизированный эталон морального поведения в великосветском обществе.
В результате представление о «высшем свете» в екатерининском обществе непосредственно ассоциируется с понятием французского аристократического образа жизни как образца для подражания, к которому следует стремиться, чтобы его воссоздать, хотя довольно сложно было соответствовать его критериям русскому дворянству.
Следовательно, понятие «высшего света» стало восприниматься в обществе Екатерины II в контексте французского морального поведения, войдя в практику моральных отношений при дворе как коммуникативный и поведенческий пиетет.
Впоследствии понятие аристократического образа жизни в общественном сознании, ассоциирующееся с «высшим светом», претерпевшая изменения, становится именем нарицательным. Условно стираемые сословные границы со временем приводят к тому, что моральные качества, свойственные исключительно французской аристократии, облагораживающие личность, превращаются в синоним французского национального характера.
С одной стороны, изысканная любезность и учтивость, обусловившие галантное общение с дамой, с другой, — великодушие как форма проявления человеческих отношений в быту, а также, характерное для французской аристократии понятие чести, связанное с достоинством, выражающими ценность человека как личности и обуславливающие, в рамках репутации — нравственные поступки, — все эти качества, воспринимаются через призму национальных традиций и высокого культурного уровня. Они входят как составная часть во французскую ментальность, образуя духовно-психологический облик этого общества.
Однако не следует забывать о том (и эту особенность отмечали в придворном кругу Екатерины II), что куртуазное поведение, наполняющее красотой сложившиеся внешние взаимоотношения при дворе, неразрывно сочетается во французской придворной жизни с потребностью к земным радостям и наслаждениям, являясь принципиальной установкой поведения.
Важная информация:
Специфика приобщения молодого актера к профессиональной деятельности
Серьезной профессиональной проблемой актерского творчества является процесс приобщения молодого актера к профессиональной деятельности в театре.
На стадии создания дипломных спектаклей, а затем по выходе из театральной школы перед начина ...
Будда реальный и Будда из легенд
В биографии Будды отражена судьба реального человека в обрамлении мифов и легенд, со временем почти полностью оттеснивших историческую фигуру основателя буддизма.
Более 25 веков назад в одном из маленьких государств на северо-востоке Инд ...
Романтизм
На протяжении почти двух десятилетий, с конца 10-х и до середины 30-х гг. в русской литературе безраздельно господствовал романтизм . Его приверженцами были почти все значительные писатели этой поры — Пушкин и Полевой, Рылеев и Вл. Одоевс ...
Навигация