К этому привела, пожалуй, художественная традиция изображения женщины в русском и советском искусстве, её широкий и восприимчивый мифотворческий спектр, способный принять любую характеристику и смысловую нагрузку, придавая им символическую глубину. Однако нельзя сказать, что женская образность, по примеру платоновской материи, являясь последовательным ничто, не привносит в процесс создания «из себя» ничего собственного. Наиболее устойчивым её значением остается воплощение идеи России, её мифа. Такое содержание женского образа становится основой для наложения ницшеанской концепции сверхчеловека, ставшим для российского женского образа достойным (в плане энергетического заряда) партнером.
Для русской культуры идея воплощения в женском образе идеи России чрезвычайно актуальна. Она нашло воплощение в софиологии В. Соловьева, в философии Н. Бердяева, в творчестве символистов. В дореволюционной живописи эта идея воплотилась в работах А. Малявина, в женских образах К. Петрова-Водкина. В персонажах Малявина полностью выразилась та полуязыческая, полуварварская Россия, не переделанная еще до конца привнесенной Петром европейской культурой. Она с легкостью восприняла ницшеанский миф, так мало понятый на Западе. Подобный синкретизм продолжился в советском искусстве. В своих «Метростроевках» Самохвалов будет развивать зачатки изобразительных предпочтений, которые проявились у него, находившегося незадолго до революции под непосредственным влиянием философии Ницше, в эскизе иллюстрации слов немецкого философа: «Свет — Я. О, если б я был Ночь!…» Этим только подчеркивалась идейная близость искусства соцреализма и Третьего Рейха, больше других в Западной Европе воспринявшего от Ницше.
Установление мифологического характера некоторых составляющих советского искусства представляется чрезвычайно интересным и многогранным. Разброс мнений здесь достаточно широк и порой имеют место различные, даже взаимоисключающие определения роли мифа в культуре и искусстве того времени.
Важная информация:
Глобализация, интернационализация и национальные культуры
Проблемы национальных культур, смыслов и ценностей, их взаимосвязи, тесно, органично связаны с проблемой о содержании и характере глобализации. Теоретическая постановка любых проблем о старых и новых ценностях в отрыве от проблем глобализ ...
Опекун русского модерна
Савва Иванович Мамонтов — один из самых значительных представителей русских промышленников (выходцев из купеческого сословия) и меценатов. Можно смело сказать, что ему должно быть «вечно обязано» ни одно поколение русских художников, прич ...
Политическая культура и системный подход
Синтетическое понятие «политическая культура» в настоящее время является объектом исследования различных наук: культурологии, политологии, социологии. «В последнее время мы все чаще встречаем, и в специальной теоретической литературе, и в ...
Навигация