Лицейская библиотека: день сегодняшний

Материалы » Лицейская библиотека: день сегодняшний

Страница 5

К сожалению, издание это, как писал Б. Садовской, "прошло незамеченным в шуме и бестолочи шестидесятых годов" .

В лицейской библиотеке некоторые тома этого великолепного издания, напечатанного на прекрасной бумаге, с воспроизводимыми до сих пор иллюстрациями имеются даже в нескольких экземплярах.

Но наше внимание привлекают не эти тома, а тонкая книжка довольно большого формата - "в четверку", в грязно-белом картонном переплете, бывшем, вероятно, когда-то зеленовато-серым. По самому краю переплета вьется причудливой волнистой линией черное тиснение, образуя тоненькую изящную рамку. Внутренние крышки переплета оклеены розовой бумагой с проступающей сеткой и филигранью "АО"; напечатана вся книжка на голландской бумаге.

Книжка действительно тонкая, в ней всего двенадцать страниц. На титульном листе читаем: "Ода на сретение Победителя, Свободителя и Примирителя Европы, Великого и Свыше Благословенного Императора Отца Отечества Александра Первого. 1814 года Июля . дня с благоговением посвящает Сочинитель". Книга была напечатана в 1814 году в Санкт-Петербурге, в типографии Военного Министерства. Грот в своем издании сократил длинное название - "На сретение победителя Европы Александра I", указав, правда в примечании, что в рукописи и в издании 1816 года приводилось полное название, как и в нашем экземпляре.

Державин сам датировал оду: "1814 года июля . дня". К 1814 году, когда свершилась окончательная победа русской армии над войсками Наполеона, Державин успел посвятить победам русской армии (но главным образом русского царя) несколько стихотворений: "На победу Александром I Наполеона под Люценом", "На победу при Лейпциге", "На покорение Парижа" и др. Известно, что 17 июля 1814 года в Павловске у императрицы Марии Федоровны исполнялась кантата Державина "На возвращение императора Александра I" на музыку Бортнянского (по другой версии - на музыку Антонолини):

Ты возвратился, царь наш милый,

И счастье наше возвратил;

Прогнав от нас те дни унылы

И страх, который нас томил,

Что были мы с тобой разлучны.

О, сколько ж мы благополучны,

Отца в монархе зря!

Ура! ура! ура!

Вероятно, наша "Ода" написана в те же дни июля, когда исполнялась эта песня. Старый поэт (и царедворец) не мог не откликнуться на события, потрясшие всю страну. Его гимны на победу над Наполеоном распевались, по воспоминаниям современников, во многих петербургских домах. Но не только верноподданнические чувства владели Державиным, когда он писал эти строки. Те же настроения, те же ожидания перемен в общественном устройстве России, на которые надеялись и которых ждали от Александра Благословенного после победы над Наполеоном, выражает и старый поэт:

Хваля ко брани исхожденье,

Восхвалим днесь и возвращенье

Благословенного царя.

Пойдем и сопряжем с любовью

Надежду нашу на того,

Кто сам сожертвовал нам кровью.

Мы все получим от него:

Он храбрости воздаст усердье,

Явит терпевшим милосердье,

Невинных узы перервет,

Созиждет домы разоренным,

Даст правосудье притесненным,

Всех благочестьем превзойдет.

Конечно, это не самые выдающиеся стихи Г. Р. Державина. Пожалуй, они из тех произведений, о которых писал Пушкин в известном письме Дельвигу: "Этот чудак не знал ни русской грамоты, ни духа русского языка . Ей-богу, его гений думал по-татарски, а русской грамоты не знал за недосугом". К счастью, Державин успел оправдать себя в глазах потомков, написав за два дня до смерти начало оды и оставшись навсегда гениальным поэтом:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Важная информация:

Существование
Характерно, что дискуссия о существовании, в которой принимали участие все видные философы и логики того времени - Рудольф Карнап, Алонзо Черч, Уиллард Куайн, разгорелась во время второй мировой войны. Скорее закономерно, чем парадоксальн ...

Светская беседа: опыт теоретического осмысления
Светскую беседу можно причислить к разряду речевых жанров, незаслуженно обойдённых вниманием жанроведов. Игнорирование данного речевого жанра (далее – РЖ), на первый взгляд, кажется странным: ведь с точки зрения языковой интуиции и речево ...

Социалистический реализм
Социалистический реализм - направление в советском искусстве, представляющее собой в формулировке 1930-х гг. "правдивое и исторически конкретное изображение действительности в сочетании с задачей идейной переделки трудящихся в духе с ...