Некоторые типы телевизионных игр, основной принцип выигрыша в которых — удача или везение;
Азартные игры (рулетка, игровые автоматы).
На первый взгляд все эти игры разные. Однако, при ближайшем рассмотрении, можно найти объединяющую их особенность — это игры ухода, даже бегства от реальности.
Младенец в психоаналитической теории понимается как существо обладающее фантазией всемогущества, когда все в окружающем мире происходит, только потому, что этого захотел он сам. До некоторых пор эта позиция хороша, она служит целям выживания и развития. Если в этот период мать ребенка — дарующая женщина, тогда она насытится ее безграничной любовью и будет двигаться дальше, становясь все ближе к реальности и, все более адекватно оценивая свои возможности и ограничения. При этом он принимает желания, возможности и ограничения других людей и не воспринимает это как нелюбовь к нему. Фантазия всемогущества уходит, оставляя место принципу реальности. Если случилось так, что ребенку не было достаточно материнской любви, то основным побуждением его дальнейшей жизни будет ненасыщаемое стремление найти этот источник любви и завладеть им. Его бессознательные представления о собственной личности будут, как о могущественной или как о ничтожной, никчемной. Его переживание себя будет характеризоваться ощущением пустоты. Эту пустоту непременно нужно заполнить чем-то. Игра как нельзя лучше позволяет это сделать.
Тогда в игре подросток или взрослый человек становится супергероем, непобедимым борцом за какую-либо идею, идентифицируясь таким образом, с книжными, историческими или компьютерными персонажами. Для большей достоверности можно надеть костюм той эпохи, создать организацию единомышленников или использовать компьютерные спецэффекты, которые позволяют добиться ощущения реальности происходящего. Остальное доделает фантазия. Вживаясь в образ своего героя, человек постепенно отключается от реальной жизни, круг его интересов сужается, он начинает существовать в вымышленном, виртуальном мире. Этот мир хорош для него тем, что в нем все «как бы». При неудаче, компьютер можно запустить заново. Битвы хоббитов с гоблинами не заканчиваются гибелью или серьезным поражением, а выигрывая человек не обретает каких-либо важных для его внутреннего роста качеств. Полученные умения практически бесполезны в реальной жизни. Так создается иллюзия собственного всемогущества и одновременно безопасности, поддерживается пускай ложный, но позитивный образ я, строится мир в котором все по правилам и предсказуемо. Однако в этом мире нет человеческой любви и тепла, нет личностного и духовного роста, не настоящих побед и поражений. Этот мир — суррогат, который парализует творческие силы личности, делает ее зависимой от ею же самой созданной иллюзии.
У непережитых конфликтов раннего детства есть и другой способ проявления через игру. У многих телевизионных и других игр нет правил, по которым можно идти к победе, но есть воля случая, который может принести удачу или разрушить все. В этих играх ничего или почти ничего не зависит от способностей, смекалки, интеллекта, других возможностей самого играющего. Такие игры моделируют хаотичный непредсказуемый мир пограничной личности — человека, у которого была непредсказуемая, постоянно меняющаяся среда в раннем детстве. Для него любовь — это случайно пойманная удача. Не понятно из-за чего она приходит, когда и почему уйдет, но когда она в руках человек чувствует себя хорошим, достойным, счастливым, даже великим.
У такого человека нет собственных устойчивых границ личности, представления о том: кто я? Где я, а где другой? Куда и зачем иду? Чего на самом деле хочу? Есть стремление получить, схватить свою долю удачи, а не заработать ее. Именно так внезапно в детстве он получал любовь матери, ее похвалу, хотя также быстро и непредсказуемо терял. С тех пор и играет в рулетку с жизнью.
Перечисленные выше проблемы раннего детства достаточно широко распространены сейчас у ныне живущих взрослых и не очень взрослых людей.
Причин тому может быть много. Одна из них — это распад общества, в котором основной формой идентичности была наиболее простая и более ранняя Мы-идентичность, в отличие от более зрелой Я-идентичности. Это определялось массовостью большинства микро- и макросоциальных явлений и формировало в некоторой степени незрелую личность, для которой важнее быть включенной в какую-либо общность, чем найти, построить и реализовать свою индивидуальность. Во многом это и не представлялось возможным. К сожалению, не будучи индивидуальностью, зрелым и здоровым человеком нельзя вырастить и воспитать такового. Поэтому наши дети и подростки будут играть в супергероев, хоббитов, лотто, рулетку и другие игры со своей собственной жизнью в поиске безопасного фантазийного мира. А старшее поколение будет играть в подобные игры в поисках утраченных иллюзий безопасности, принадлежности к сообществу, предсказуемого мира. Ни те, ни другие, к сожалению, не живут в реальности, какой бы страшной она ни была…
Важная информация:
Отношение к алхимии
Общественное мнение Европы об алхимическом учении пережило несколько этапов. Когда начиная со второй половины XII в. по мере перевода на латынь арабских текстов, европейские энциклопедисты (Гильдегард Бингенский (1148), Михаил Скот (1225 ...
Романский стиль
В X—XII вв. (а в ряде мест — и в XIII в.) в искусстве Западной Европы господствовал так называемый романский стиль, явившийся одним из важных этапов развития средневекового искусства. Романский стиль впитал в себя элементы позднеантичного ...
Изображение Литургии в сербской монументальной живописи XIII-XIV вв
Божественная литургия есть поистине небесное, на земле, служение, во время которого Сам Бог особенным, ближайшим, теснейшим образом присутствует и пребывает с людьми, будучи Сам невидимым Священнодействователем, приносящим и приносимым.
...
Навигация