Икона «Борис и Глеб» является одним из самых ранних изображений сыновей киевского князя Владимира. В агиографической литературе считается, что благоверные князья были убитых по приказанию своего брата Святополка Окаянного в 1015 году, но многие историки склоняются к тому, что Борис, а, возможно, и малолетний Глеб лишились жизни по наущению их другого брата – Ярослава Мудрого.
Иконография этих первых русских святых традиционна. Они даны в рост, в княжеских одеяниях, с крестами (символами их мученичества) и мечами в руках.
Длинные туники и подбитые горностаевым и беличьим мехом княжеские корзно (плащи) покрыты золотыми и серебряными орнаментами в виде зверей, птиц, растительных и геометрических узоров. С большой тонкостью исполнены каймы одежд, пояса и поручи, а также отороченные соболем шапочки и красные сафьяновые сапожки, богато украшенные камнями и жемчугом.
Силуэты князей-страстоперпцев четко выделяются на сплошном золотом фоне иконы. Фигуры как бы повисают в воздухе, так как отсутствующий позем. Это усиливает условность иконного образа.
Изобразительные особенности произведения и ряд других его черт связывают «Бориса и Глеба» из Русского музея с традициями византийской живописи. Некоторые исследователи считали икону византийской, но большинство специалистов отнесли ее к владимиро-суздальской школе. В свое время В.Н. Лазарев отметил, что характер письма ликов напоминает «Малую Толгскую», написанную в 1314 году и не исключал возможности исполнения иконы во Владимире, до перенесения митрополичьей кафедры в Москву. Однако имеются основания и у тех ученых, которые отмечали сходство памятника с раннемосковской иконописью.
Икона написана большим мастером. Строгая каноничность образов сочетается в ней с литургической торжественностью и необыкновенной парадностью. Каноническая простота композиционного построения подчеркнута изяществом линейных абрисов и, главное, строгой гармонией колорита.
Пластическая трактовка формы оттеняется плоскостным узорочьем. Тончайшая тоновая нюансировка гармонирует с обилием драгоценного золота и превалирующей красочной палитрой. Произведение построено на различных градациях алой киновари, фиолетовой, синеватой лазури и желтой охры с незначительными добавлениями зеленого, коричневого, черного и белого цветов, а также серебра.
Икона не имеет прямых аналогий. Но перечисленные иконописные особенности позволяют связать ее с московской школой XIV века, крайне скудной по дошедшим до нашего времени памятникам. Это тем более вероятно, что раннемосковская иконопись выросла на древних традициях Ростово-Суздальской земли, относящейся, подобно ряду других княжеств, к так называемым среднерусским письмам.
Важная информация:
Ярусные храмы
Название "четверик на четверике", присвоенное храмам, рубленным в несколько ярусов, совсем не означает, что ярусы все четырехугольны. В старинных актах тот же плотничий термин применяется и в тех случаях, когда на четверике стои ...
Государственный мемориальный и природный заповедник Музей-усадьба Л.Н.Толстого Ясная Поляна
В 1911 г. Софья Андреевна Толстая дважды обращалась к Николаю II с просьбой принять Ясную Поляну под охрану государства, но получила отказ. Было решено назначить вдове писателя пенсию, которая отчасти шла на содержание усадьбы. С. А. Толс ...
Готика
Наименование «готическое искусство» (от итал. gotico — «готский», по названию германского племени готов) возникло в эпоху Возрождения, как уничижительное название всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». Впоследствии тер ...
Навигация