В этрусских гробницах не находят тел усопших, хотя иногда там встречаются большие терракотовые саркофаги (Саркофаг супругов из Бандитачча). Саркофаг изображает возлежащих на ложе мужчину и женщину с длинными волосами, широко раскрытыми глазами и радостными «архаическими» улыбками. Одной рукой мужчина обнимает прислонившуюся к нему жену. Супруги оживленно беседуют, устремив взгляд на воображаемого зрителя. Такие саркофаги служили своеобразным памятником усопшему. Возможно также, что в них хранился прах умерших. В Этрурии обряд кремации существовал с самых ранних времен вплоть до римского времени. Наиболее ярким видом искусства, связанным с кремацией, стали канопы — глиняные сосуды с крышкой для хранения праха усопших, найденные в окрестностях города Кьюзи (VII—VI вв. до н. э.). Они имеют много вариантов: одни представляют собой сосуд, оформленный в виде тела человека, другие — человекоподобную урну на троне. Третьи изображают фигуру человека, стоящую на сосуде. Наконец, четвертые — человека за ритуальным пиром.
Известная канопа из Сартеано представляет собой сосуд на ножке с двумя петлевидными ручками, в которые странным образом продеты изготовленные из глины человеческие руки с сомкнутыми пальцами. Крышкой канопы служит человеческая голова с правильными, почти классическими, слегка схематизированными чертами лица. Это юноша позднеархаических времен с шапкой густых волос, ниспадающих короткими локонами на лоб, с большими глазами и едва заметной улыбкой. Общая несоразмерность фигуры с огромной головой, короткими ручками и игрушечным телом выражает специфическое видение мира, свойственное этрускам.
Настенные росписи гробниц показывают, каким было представление этрусков о переходе в загробный мир. Этрусская фресковая живопись относится к VII—III вв. до н. э. Самые интересные и известные росписи выполнены в VI—V вв. до н. э. Эти росписи были сделаны в гробницах Тарквинии, древнейшего этрусского города (Фреска из гробницы «Буйволов», Сцена рыбной ловли из гробницы «Охоты и рыбной ловли»). Большинство из них снято со стен и хранится в специально созданных условиях в римском музее Виллы Джулиа.
Для этрусков смерть и сопровождающий ее переход к новой жизни — это вечный пир. Веселье, радость, беспечное наслаждение благами отличают росписи многих гробниц (Танцовщица из гробницы «Жонглера»). Мужчины по древнему обычаю возлежат на пиру на ложе. Этрусские женщины, в отличие от греческих, также присутствуют на пирах, причем не в качестве наемных музыкантш или танцовщиц, а занимают подобающее им положение законных жен. Древние полагали, что с вином в тело вливается «новая кровь бога».
В росписях «Гробницы львиц» представлена стремительная, удалая пляска загорелого юноши с длинными локонами и белокожей девушки в белых одеждах. Подобно египтянам, критянам и другим восточным народам, в живописи этрусков мужские и женские тела различаются по цвету. Очевидно, танцу предшествовало возлияние — об этом говорят кувшин в руке юноши и стоящий на полу ритуальный сосуд с носиком в виде птичьего клюва. Юноша и девушка танцуют, пристально глядя в глаза друг другу, высоко подпрыгивают и, кажется, прищелкивают пальцами.
Важная информация:
Искусство Римской империи 3 - 4 вв
В 3 в. углубился кризис римского рабовладельческого общества. Уже в первой половине века, в правление династии Северов (193 - 235), обострился процесс разложения рабовладельческой системы, расширилась система колоната, появились элементы ...
О происхождении рождественской кукольной мистерии
Исследования истории театра кукол встречают больше трудностей, чем исследования какого-либо другого вида зрелищного искусства, так как театр кукол был, прежде всего, увеселением для народа. Если даже и случалось, что знать проявляла к нем ...
Формирование коллекции: гениальный произвол
Подобно всем российским музеям того времени, Саратовский художественный музей складывался как частное, а не государственное собрание. В немалой степени его формирование отражает вкусы основатели, Алексея Боголюбова. Трудно поверить, но в ...
Навигация