В Риме по указу Адриана был выстроен мавзолей, частично перестроенный в Средневековье и получивший название Замка Святого ангела. К мавзолею вел мост через Тибр, специально сооруженный для этой цели. Украшавшие его статуи были заменены в XVII в. работами известного мастера Лоренцо Бернини.
Новый поворот к духовному, произошедший при Адриане, очевиден и в изменении погребального обряда. Царившая тысячелетия кремация уступила место ингумации — захоронению усопших в земле. В связи с этим появился новый жанр — скульптурный саркофаг, украшенный рельефами на мифологические темы. Саркофаг ставили в подземную гробницу или задвигали в стенную нишу — аркосолий. Обычно саркофаги имели прямоугольную форму и высокий рельеф с одной стороны.
Антонины — Пий (138—161), Марк Аврелий (161—180), Комод (180—192) — в самом Риме строили мало. В честь Пия и Марка Аврелия возвели колонны, подобные Траяновой, но не столь замечательные. Необычна одна деталь. На цоколе колонны Пия были изображены сам император и его супруга, возносимые на небеса крылатым гением. Крылатого гения сопровождают два орла — по древнему поверью души покойных пребывают в образе птиц. Прежде такая тема в искусстве не встречалась.
До наших дней дошла конная бронзовая статуя Марка Аврелия. Статуя выполнена в соответствии с древней античной традицией, однако облик всадника не гармонирует ни с конем, ни с миссией воителя. Лицо у императора отрешенное и самоуглубленное. Судя по всему, Марк Аврелий думает не о военных победах, коих у него было немного, — а о проблемах человеческой души. Скульптурный портрет того времени приобрел особую духовность. Со времен Адриана сохранилась традиция изображать лицо в обрамлении пышных волос. При Марке Аврелии ваятели достигли особой виртуозности. Особое внимание стали уделять глазам: их изображали подчеркнуто большими, с тяжелыми, как бы припухшими веками и поднятыми вверх зрачками. У зрителя создавалось впечатление печальной усталости, разочарованности в земной жизни и ухода в себя. Так в эпоху Антонинов изображали всех, даже детей.
При императорской династии Антонинов наблюдался расцвет искусств в римских провинциях. Замечателен храмовый комплекс в Баальбеке (Ливан), отличавшийся восточной пышностью. Главный храм находился в глубине квадратной площади, обнесенной колоннадой. К площади вели великолепные пропилеи (парадные ворота) с портиком и расположенным за ним шестиугольным двором, огражденным колоннадой и стенами. Большой и малый храмы, находившиеся вне площади, стояли на высоком цоколе и отличались весомостью ордера, частой расстановкой колонн и богатством декоративных деталей. В Пальмире (Сирия) до наших дней сохранились развалины города и его Большой колоннады с аркой и коринфскими колоннами, на выступах которых (консолях) стоят статуи. Знамениты гробницы Пальмиры, сохранившие древние традиции изобразительного искусства. Вокруг центрального захоронения родоначальника в стенах устраивали ниши, закрытые портретами людей. Сделанные из известняка, они сочетают в себе пластику и графику. Исключительно богатые памятники оставили африканские провинции. В Алжире прекрасно сохранилась трехпролетная арка в Тимгаде. В жаркой пустынной стране каждый архитектурный элемент получает особое звучание. Более высокий средний проем арки выразительно подчеркивает плоскую низменную местность. Арка сочетает плоские и пластичные формы (колонны), проемы и ниши, большой и малый ордер, различные виды арок. Несмотря на внешнюю простоту, арка в Тимгаде является настоящим произведением искусства.
Важная информация:
Деревянное зодчество русского севера
Если в Новгороде это влияние еще не так заметно, то позже в эпоху возвышения Москвы, оно оказывается настолько решающим, что сама история московского зодчества есть в значительной степени история перенесения деревянных форм на каменные со ...
Изменения в египетской религии
Египетская религия отличалась необычайным консерватизмом. Однако и в ней по мере изменения исторических условий не все оставалось неизменным. Общая линия развития состояла, во-первых, в постепенном слиянии местных культов и объединении их ...
Искусство Византии
Римский император Максенций, захватив власть, стремился стать единоличным правителем огромной империи. Константин, император Галлии и Британии, пошел на Максенция войной. Не уверенный в исходе предстоящего сражения, Константин ждал знамен ...
Навигация