Искусство халифата Омейядов

Страница 2

Еще одной важнейшей святыней мусульманского мира является мечеть Аль-Акса (буквально: Отдаленнейшая), которая была построена при сыне Абд аль-Малика. Эта мечеть также находится на Храмовой горе в Иерусалиме, и ее тоже связывают с ночным путешествием Мухаммада. Здание мечети несколько раз разрушалось во время землетрясений, и только в 1033 г. были заново воздвигнуты стены, которые существуют до наших дней.

В городах Сирии и Палестины первые соборные мечети строились на участках земли, купленных у христиан. В новых сооружениях использовались части старых зданий. Так был сооружен один из самых значительных памятников эпохи — Большая мечеть Омейядов в Дамаске (705—715), в которую были включены остатки римского святилища Юпитера Дамасского и христитанской церкви Иоанна Крестителя. Изнутри мечеть была декорирована цветным узорчатым мрамором и великолепными мозаиками с изображением фантастического города-сада.

Изобразительное искусство эпохи Омейядов представлено мозаиками и росписями Кусейр-Амры, Куббат ас-Сахры и Большой мечети в Дамаске. На их примере можно проследить становление художественных традиций мусульманского Средневековья. Сюжетные линии, связывающие изображение с реальностью, постепенно утрачиваются, все большее значение приобретает декоративность. Трехмерное восприятие пространства сменяется двумерным, объемная трактовка фигур — их силуэтной или контурной прорисовкой. В композиции вводятся мотивы, выработанные официальным искусством империи Древнего Востока. Позднее в средневековом искусстве Ирака, Ирана, Сирии, Египта и мусульманской Испании эти традиции утвердились в узорах, изображавшихся на тканях, коврах, вышивках, керамике, изделиях из стекла и металла.

Страницы: 1 2 

Важная информация:

Данте и Джотто
Начало XIV столетия в Италии принято называть Проторенессансом, зарей Возрождения. Италии выпало на долю первой из европейских стран совершить «величайший прогрессивный переворот, пережитый до того человечеством» (Энгельс)— переход от сре ...

Общий закон развития цивилизаций
Каждый, кто знаком с историей в пределах школьного курса, может обнаружить следующую закономерность – каждая последующая ведущая мировая цивилизация (или группа цивилизаций) развивается в природных условиях, более суровых, чем предыдущая ...

Культурная унификация в сфере питания как отражение функционализации телесного опыта
В первом выпуске альманаха Studia culturae мы обращались к проблеме взаимосвязи между стратегиями удовольствия и формируемым культурой телесным опытом, рассматривая с этих позиций интериоризацию цивилизационного императива «наслаждения вк ...