Халифы династии Аббасидов (750—1258) переместили центр Халифата в Ирак. Стремление этих правителей утвердить могущество династии выразилось в небывалом размахе градостроительства. Идея города как символа власти воплотилась в архитектуре новой столицы — Мадинат ас-Салама (совр. Багдад, Ирак), основанного в 762 г. на берегу реки Тигр. Мадинат ас-Салам в переводе с арабского — «Город Мира», предполагалось, что в нем будут жить представители всех этнических групп. Мадинат ас-Салам не сохранился, он известен только по письменным источникам. Круглый в плане, город по сути представлял собой модель Вселенной: над городскими воротами, обращенными на четыре стороны света — четыре золотых купола, в центре жилой застройки — дворец халифа с огромным зеленым куполом, который был виден буквально отовсюду. В центре этой маленькой «Вселенной» располагался трон, на котором восседал повелитель правоверных мусульман. Купол дворца украшала бронзовая фигура всадника с копьем; согласно преданию, копье указывало, с какой стороны к городу приближается враг. Купол как бы венчал и дворец, и столицу, и всю империю, символизируя всевластие халифа, которого в эпоху Аббасидов стали считать заместителем Аллаха. Рядом с дворцом стояли большая мечеть, правительственные здания и дома сыновей халифа. При Аббасидах придворная жизнь достигла необычайной роскоши. Во дворцах и в садах с павильонами, каналами, водоемами, зверинцами и пышными цветниками устраивали пруды из ртути и олова, стволы пальм облицовывали вызолоченными металлическими пластинками или резным тиковым деревом, скрепленным металлическими обручами. Как повествует один из современников, во дворце халифа в Багдаде стояло дерево с ветвями и листьями из серебра и золота, на которых сидели серебряные птицы. Листья трепетали, как от движения ветра, а птицы щебетали.
Подчеркнуто монументальный стиль искусства Аббасидов в наивысшей мере проявился в архитектуре и декорации построенного в середине IX в. города-резиденции Самарры (от арабского слова, которое означает «приятная для глаз»), протянувшейся более чем на тридцать км вдоль берега Тигра. Первый из самаррских дворцов, Джаусак аль-Хакани, занимал территорию, ширина которой достигала около полутора километров. Джаусак аль-Хакани включал в себя комплексы правительственных, парадных и жилых комплексов (наземных и подземных), анфилады дворов, подземные водосборные цистерны, сады с бассейнами, казармы, конюшни. Одним из наиболее значительных культовых сооружений была кирпичная колонная Большая мечеть Самарры, занимавшая площадь 239 x 156 метров. От нее сохранились стены, укрепленные полукруглыми бастионами и угловыми башнями, а также гигантский спиралевидный минарет Мальвия высотой свыше пятидесяти метров. В отличие от Мадинат ас-Салама (Багдада), возводившегося как дворец, каждый дворец Самарры строился как город, напоминая своей композицией и масштабами резиденции царей Ассирии и Вавилонии.
Самаррская дворцовая живопись с плоскостными контурными фигурами, которые скорее обозначали, чем изображали охоту, пир, танец, — тоже отчасти возрождала традиции искусства древневосточных империй. Целиком реконструирована композиция с двумя танцовщицами из гарема дворца Джаусак. Однако рельефы, украшавшие мечети, дворцы и жилые дома Самарры, свидетельствовали о том, что в этот период в мусульманском искусстве начал формироваться новый тип орнамента — арабеска, как называли его европейцы. Арабеска представляет собой сложный узор, в основе которого лежит строгий математический расчет. Арабеска построена на повторении или умножении одного или нескольких элементов — геометрических фигур или растительных мотивов. В рисунок арабески могут вплетаться отдельные изображения животных, птиц, людей, фантастических существ, а также надписи. Такой орнамент практически исключает фон: один узор вписывается в другой, плотно заполняя поверхность. Этот принцип европейцы назвали «боязнью пустоты», По своему ритму рисунок арабески созвучен классической арабской поэзии и музыке, он согласуется с представлениями мусульманских богословов о «неопределенно продолжающейся ткани Вселенной». Бесконечное, «текущее» в заданном ритме движение арабески может быть остановлено или продолжено в любой ее точке без нарушения целостности узора. Арабеску можно разместить на поверхности любой конфигурации и размера: на стене здания или ковре, на переплете рукописи или на керамическом или ювелирном изделии.
Важная информация:
Место библиотечной библиотерапии
Библиотерапия, являясь частью психотерапии, имеет свои особые средства воздействия, опирается на мощный ценностно-духовный потенциал мировой художественной литературы. Она может осуществляться как в традиционной форме организации библиоте ...
Одежда чуваш
Чувашская одежда отличалась своеобразием, хотя имела ряд черт, характерных и для других народов Среднего Поволжья. Платье, обувь, головные уборы, украшения — все производилось в основном непосредственно в крестьянском хозяйстве. Главным м ...
Колокольни
Повсеместно как на севере, так и на юге Великороссии распространен преимущественно один тип деревянной колокольни – в виде высокого восьмигранно сруба, служащего основанием для устройства "звона", т.е. открытой площадки, окружен ...
Навигация