В 1204 г. Константинополь был завоеван крестоносцами. Однако греки не были полностью разгромлены; члены императорской фамилии стали правителями небольших государств: одни царствовали в Трапезунде, другие — на территории материковой Греции, в Эпире, третьи — в Никее, на Азиатском материке, недалеко от Константинополя. Дольше всех просуществовала Трапезундская империя, где правила династия Комнинов. Эпирское царство было недолговечным. В то же время Никейская империя становилась все более сильной, и в 1261 г. Михаил VIII Палеолог вновь утвердил себя императором в Константинополе. Несмотря на то что размеры империи существенно сократились, а экономическое положение было весьма трудным, вновь возродился старый порядок с православными императорами, окруженными пышным двором, которые действовали в тесном союзе с патриархом и Церковью при поддержке знати и интеллектуальной элиты. В искусстве Византии началась новая, весьма прогрессивная эпоха — так называемое Палеологовское возрождение. Этот этап, существенно отличавшийся от предыдущих периодов, продолжался до середины XV столетия и принес Византии громкую и прочную славу.
Изобразительное искусство этого периода переживает подлинный расцвет, мозаики и фрески отличает яркая жизненность, человечность и радостное мироощущение, а также новое понимание декоративных свойств живописи. Образы обретают большую индивидуальность, пробуждается интерес к конкретно-жизненному содержанию, бытовым деталям, реальным взаимоотношениям людей, пространств, изображению среды. Искусство Палеологовского возрождения наиболее полно раскрылось в маленькой церкви монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе, замечательной своими живописными декорациями — фресками и мозаиками.
Одновременные и сходные по стилю с Кахрие-джами мозаики сохранились еще в одной константинопольской церкви — Богоматери Паммакаристы (Фетие-джами).
Церковная архитектура XIV—XV вв. повторяет в основном старые типы (небольшие изящные церкви Фетие и Молла-Гюрани в Константинополе, XIV в.; украшенная узорами кирпичной кладки и обнесённая галереей церковь Апостолов в Салониках, 1312—15).
В Мистре строятся церкви, объединяющие в себе базилику и крестово-купольный храм (двухъярусная церковь монастыря Пантанасса, 1428). Средневековая в основе архитектура порой впитывает некоторые мотивы итальянского зодчества и отражает становление светских, ренессансных тенденций (церковь Панагии Паригоритиссы в Арте, ок. 1295, дворец Текфур-серай в Константинополе, XIV в., дворец правителей Мистры, XIII—XV вв., и др.). Жилые постройки Мистры живописно расположены на скалистом склоне, по сторонам идущей зигзагом главной улицы. Двух-трехэтажные дома, с хозяйственными помещениями внизу и жилыми комнатами в верхних этажах, напоминают небольшие крепости.
Традиции изобразительного искусства, а также светского, культового и монастырского зодчества Византии этого периода были унаследованы в средневековой Греции после падения Константинополя (1453), положившего конец истории Византии.
Важная информация:
Гендерный и возрастной аспекты архетипа современной массовой культуры
Если публика ждет падения кометы Галлея - создаются произведения о космических пришельцах. Если публика интересуется проблемой глобального потепления - возрождается миф об Атлантиде, затопленной в силу никому не известных, но роковых прич ...
Романтика баядер
Кто не знает, что в Индии для увеселения богов и сильных мира сего существовали баядеры, храмовые танцовщицы? Сразу же вспоминаются стихи Гете «Бог и баядера» и когда-то известный французский балет наподобные темы; уже в 1598 году Линдсхо ...
Культура Месопотамии
Месопотамская цивилизация возникла на Ближнем Востоке на территории современного Ирака, между реками Тигр и Евфрат, в ІУ тыс. до н. э. На юге Месопотамии, где широко проводилось с/х, развились древние города-государства Ур, Урук, Киш, Эри ...
Навигация