О происхождении рождественской кукольной мистерии

Материалы » О происхождении рождественской кукольной мистерии

Страница 3

В вышеперечисленных видах мистерии "шопки, вертепы и батлейки" использовались самые старые тексты. Религиозная часть текста этих представлений имела, как правило, свободную композицию, характерную для средневековой мистерии. При этом светская часть складывалась преимущественно из интермедийных мотивов ХУ11 века. Все другие кукольные мистерии Европы в светской части имели мотивы и сценки более позднего происхождения. Их творцы в большей мере, чем польские и русские кукольники, заботились об актуализации этих мотивов.

Изложенные выше предварительные рассуждения имели целью обратить внимание на тот факт, что "шопки, вертепы и батлейки" обладают наиболее давней сценической архитектурой (симультанность), а их тексты - наиболее давней композицией и наиболее давним набором мотивов-тем (интермедии). Далее из этого утверждения следует, что "шопки, вертепы и батлейки" занимают особое место в семье европейской, кукольной мистерии, отличаясь от всех остальных её разновидностей.

Интерпретация этого факта может идти в двух направлениях:

1."шопки, вертепы и батлейки", с точки зрения своеобразия их формы и характера текста, составляют самостоятельный вид европейской мистерии, развивающийся в изоляции от её других разновидностей.

2. "шопки, вертепы и батлейки" являются одной из разновидностей европейской, кукольной мистерии.

Они развивались во взаимосвязи со всеми остальными разновидностями, но более медленно, что позволило им сохранить старинную архитектуру и старинный мистериальный текст. Мы посвятим наши размышления этому второму направлению.

"Шопки, вертепы и батлейки" - это ящики - одно, двух, трёх и даже более - этажные. Иногда это простые и скромные ящики. В случае одноэтажного ящика (вертепа) окно сцены открывает падающая вниз заслонка. В случае двух или большего количества этажей ящик имеет двери (как триптих), которые открывают две сценки, расположенные на разных уровнях (батлейка). Иногда их архитектура, напоминают архитектуру, существующую в реальности. Многоярусные вертепы строились по типу маленького классицистского дворца, а многоэтажные шопки были наподобие готического костёла с башнями.

Сцены шопок, вертепов и батлеек, независимо от количества ярусов, сооружались по принципу "симультанности". В одноярусном вертепе ясельки и трон Ирода находились на одном уровне, следовательно, на этой сцене было два "дома". Уступка современному пониманию пространства заключалась в том, что во время сцен Ирода, ясельки закрывались занавеской - заслонкой.[6]. В двухэтажных вертепах и батлейках на верхней сцене находились ясельки, а на нижней трон Ирода (в вертепе рядом с троном Ирода находился также и вход в ад - пекло).

Польская шопка имела несколько ярусов. В случае трёхярусной конструкции (две сцены) деление мест действия было, более или менее, таким же, как и в вертепе. Но в более высоких шопках на четвёртом ярусе от пола часто находилась "краковская свадьба" - прикреплённые к плоскому вращающемуся кругу пары в народных, краковских костюмах.

Бывали также и одноярусные шопки, но своим строением они отличались от вертепов подобного типа, ибо были лишены движущейся заслонки, закрывающей окна сцены. Известны также случаи, когда такой "домик" с ясельками, имел ещё дополнительные, расположенные по бокам окна - домики, а перед ними находилась плоская площадка с вырезанным желобком для вождения кукол. Можно сказать, что здесь вертикальная конструкция шопки была истолкована (интерпретирована), как пространство горизонтальное.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Важная информация:

Телефон
Несмотря на то что телефон был изобретен еще в 1876 г. (Александром Беллом), он несомненно является яркой приметой и символом ХХ в., который просто немыслим без телефонных разговоров, распоряжений, ссор - без телефонной коммуникации. Т. ...

Культура русского купечества
Европейское влияние, все глубже проникая в русскую жизнь, постепенно захватывало все более широкие слои общества. С развитием капиталистических отношений, по мере того как дворянство сходило с исторической сцены, на передний план стало вы ...

Жизнь древнего Рима: погребальные обряды
В римских погребальных обрядах нашла выражение смесь самых разнообразных чувств и понятий: древняя вера в то, что душа человека и после смерти продолжает в подземном царстве существование, подобное тому, что и при жизни, тщеславное желани ...