Прерафаэлиты

Материалы » Прерафаэлиты

Страница 2

По-иному, торжественно и печально, воплощает литературный сюжет Миллес в картине «Офелия». В зеленоватой воде среди водорослей плывет тело утонувшей Офелии. Ее парчовое платье намокло и отяжелело, лицо покрылось мертвенной бледностью, руки застыли в предсмертном жесте. Воду и окружающие заросли художник писал с натуры, а саму Офелию — с Элизабет Сиддел, будущей жены Данте Россетти, нарядив девушку в старинное платье из антикварной лавки и уложив в ванну с водой.

Значительное влияние на прерафаэлитов оказал художник Мэдокс Браун, сблизившийся с назарейцами, проповедовавшими сходные прерафаэлитам идеи. Исторические и религиозные композиции Брауна носят романтический морализирующий характер и отличаются выписанностью деталей и резкостью цвета («Прощание с Англией»). Полотно создано в эпоху массового вынужденного переселения из Англии в поисках лучшей жизни. Злободневная для тех лет картина изображает супружескую пару, уже погрузившуюся в лодку, в последний раз глядящую на родную землю, прежде чем покинуть ее навсегда.

В 1853 г. первый период в истории «Братства прерафаэлитов» закончился. Миллес не выдержал постоянной критики и стал членом Королевской академии искусства. Россетти объявил это событие концом братства. Постепенно его покинули и все остальные члены. Хант, например, отправился на Ближний Восток искать места, описанные в Ветхом Завете. Там, на берегу Красного моря, он написал картину «Козел отпущения», приведя на берег моря живого козла.

Новый этап в движении прерафаэлитов начался со знакомства Россетти с двумя студентами Оксфордского университета — Уильямом Моррисом и Эдуардом Берн-Джонсом. В Оксфорде они впитали дух Средневековья и впоследствии только в нем видели источник вдохновения. Прерафаэлиты стали для них идеалом в живописи, а Россетти — кумиром. В 1855 г. молодые люди окончательно покинули Оксфорд, решив посвятить себя искусству.

В 1857 г. Россетти вместе с другими мастерами (в числе которых был и Моррис) расписал стены одного из новых зданий Оксфорда сценами из книги «Смерть Артура» английского писателя Томаса Мэлори. Под влиянием этой работы Моррис написал полотно «Королева Гиневра», изобразив в роли жены короля Артура свою будущую супругу Джейн Бёрден. Моррис и Россетти много раз рисовали эту женщину, находя в ней черты романтической средневековой красоты, которой оба так восхищались («Сирийская Астарта»).

Россетти оказал сильное воздействие и на творчество Бёрн-Джонса. Одна из первых работ мастера — акварель «Сидония фон Борк». Ее сюжет взят из книги немецкого писателя первой половины XIX в. Вильгельма Мейнхольда «Сидония фон Борк. Монастырская колдунья», очень популярной в кругу прерафаэлитов. Книга повествовала о жестокой колдунье, чья необычайная красота делала мужчин несчастными. Художник изобразил Сидонию замышляющей новое преступление. Одетая в великолепное платье девушка с пышными золотистыми волосами судорожно сжимает висящее на шее украшение. Ее взгляд полон холодной ненависти, а лицо и фигура выражают непреклонную решимость.

Бёрн-Джонс возглавил движение прерафаэлитов в 1870-е гг., когда Россетти начал болеть и почти перестал заниматься живописью. Яркий пример зрелого творчества художника — полотно «Зеркало Венеры». Прекрасные девушки, похожие друг на друга, в одеждах, напоминающих античные, глядят в ровное «зеркало» пруда. Завороженные собственной красотой, они не замечают ничего вокруг. Сцена изображена на фоне пейзажа, навеянного итальянской живописью XV века.

В последние годы жизни Бёрн-Джонс также обратился к легендам об Артуре. Самой важной картиной художник считал полотно «Последний сон Артура в Аваллоне». Аваллоном в кельтской мифологии называют «остров блаженных», потусторонний мир, чаще всего располагавшийся на далеких «западных островах». По преданию, смертельно раненный в сражении Артур был перенесен на Аваллон. К сожалению, это полотно осталось незаконченным.

В 1890 г. Моррис организовал издательство, в котором вместе с Бёрн-Джонсом напечатал несколько книг. Опираясь на традиции средневековых переписчиков, Моррис, также как и английский график Уильям Блейк, попытался найти единый стиль оформления страницы книги, ее титульного листа и переплета. Лучшим изданием Морриса стали «Кентерберийские рассказы» английского поэта Джефри Чосера. От этой книги веет ожившим Средневековьем: поля украшены вьющимися растениями, текст оживляют заставки-миниатюры и орнаментированные заглавные буквы.

Идеи и практика прерафаэлитов во многом повлияли на развитие символизма в литературе, содействовали утверждению стиля «модерн» в изобразительном и декоративном искусстве.

Страницы: 1 2 

Важная информация:

Сирийский язык
Сирийский язык — ныне мертвый литературный язык говоривших по-арамейски христиан Восточного Средиземноморья. В русской востоковедной литературе С. яз. иногда называется сирским. В основе С. яз. — арамейский диалект г. Эдессы, который был ...

Джимбаран
Крохотная рыбачья деревушка Jimbaran, всего в нескольких километрах к югу от международного аэропорта, чудесным образом превратилась в уютный мирный маленький курорт. Самый респектабельный из всех респектабельных туристических центров ост ...

Адреса Ф. М. Достоевского
Итак, первым «домом» Достоевского стал Инженерный замок. Сменивший на троне Екатерину II ее сын Павел боялся жить в Зимнем дворце, где многое напоминало ему о дворцовых заговорах и переворотах. И в 1797 – 1800 годах по его приказу возвел ...