Романская живопись Италии сформировалась под влиянием раннехристианского искусства и византийской культуры. Наиболее значительными ее центрами были Рим и монастыри Южной Италии. Центральный памятник романской живописи на юге Италии — фрески церкви Сант-Анджело-ин-Формис близ Капуи (между 1072 и 1087), возникновение которых связано с деятельностью аббата монастыря Монтекассино Дезидерия (1058—87), поклонника византийской культуры. В церкви сохранилась большая часть живописного ансамбля. Его программа включает ветхозаветные и евангельские сцены на стенах нефа, Христа во славе с символами евангелистов в апсиде и Страшный суд на западной стене. Живописцы переработали византийские образцы в романском духе: росписи стали экспрессивнее и тяжелее по формам, иконография дополнилась западными элементами эсхатологического плана. Фигуры в композициях грузные, с укороченными пропорциями, объемы переданы тяжелыми тенями, при этом художники не всегда понимали суть византийского живописного приема.
Рим в фресковых росписях сохранил свое особое лицо и свои традиционные привязанности. Центральный памятник Рима эпохи высокого средневековья — житийные сцены нижней церкви Сан-Клементе (около 1100). По сравнению с экспрессивной и монументальной живописью церкви Сант-Анджело-ин-Формис работа римского художника поражает своей изысканностью и тонким колоритом. Полны деликатности и благородства орнаментальные мотивы, особенно бордюр под сценами из жизни св. Алексия с изображениями цветов и птиц, навеянный, несомненно, искусством античной поры.
Большое воздействие на развитие романской живописи Европы оказали сицилийские мозаики (Христос Пантократор. Мозаика конхи апсиды собора в Монреале), особенно мозаичное убранство Палатинской капеллы, созданное византийскими и местными мастерами. Базиликальный тип сицилийских храмов заставлял видоизменять классическую византийскую декоративную схему, расширять ее за счет повествовательных сюжетов — этого требовала протяженность нефов. Усилилось поэтому действенное начало, появилось желание связать сюжеты между собой, пронизать их непрерывностью повествования. Композиции стали уподобляться фризам, активную роль стал играть пейзаж. Декорация лишилась изысканных оптических эффектов и приобрела характер коврового заполнения стен.
Важную сторону развития итальянской живописи XII—XIII вв. составили станковые произведения — живописные триптихи и распятия. Мы их встречаем в Лацио, Пизе, Лукке.
Мастерство итальянских живописцев проявилось также в искусстве иллюстрирования книги. Ведущее место среди книгописных мастерских занимала школа монастыря Монтекассино. Миниатюры украшали также и светские книги.
Скульптура Италии романского периода формировалась в основном под влиянием античных традиций. Самые знаменитые произведения романской скульптуры созданы в Северной Италии. Это монументальные рельефы храмов в Милане, Вероне, Павии. Самая крупная личность среди итальянских ваятелей XII — начала XIII вв. — Бенедетто Антелами (работал между 1175 и 1235 гг.). Первое подписанное и датированное 1178 г. произведение скульптора — рельеф «Снятие со креста» в трансепте собора в Парме. Зрелый стиль мастера раскрылся в скульптуре портала собора в Фиденце (начало XIII в.). Расположенные по сторонам от входа внушительные образы царя Давида и пророка Иезекиля представляют собой скорее статуи, помещенные в нишах, чем высокие рельефы.
В Испании, отчасти в связи с Реконкистой, в романскую эпоху широко развернулось строительство замков-крепостей (замок Алькасар, Сеговия, IX в.) и городских укреплений. Испанцы использовали в крепостной архитектуре опыт французов и арабов. От последних были восприняты двойные ряды стен и ступенчатые зубцы, но, в отличие от мавров, строивших стены из кирпича, испанцы возводили их исключительно из камня. Среди памятников гражданского зодчества почти неизменным дошел до наших дней город-крепость Авила (начало строительства 1090). Культовая архитектура Испании XI—XII вв. достаточно многообразна в своих решениях. Восточная область страны — Каталония — оставалась верной строительным принципам, сложившимся в первой половине XI в. На севере страны в наиболее чистом виде своеобразие испанской архитектуры XI в. донесла церковь Сан-Мартин в Фромисте близ Паленсии (1066—1085/90). Наиболее важная постройка средневековой Испании — собор в Сантьяго-де-Компостела (1077/78—1088, 1100—28) в Галисии. Перестройки XVII—XVIII вв. значительно изменили внешний облик храма, но интерьер сохранил свой романский характер. Среди памятников испанского юга выделяется группа зданий, связанная единством архитектурной мысли и объединяющаяся вокруг старого собора в Саламанке (середина XII — начало XIII вв.).
Особое место в романском искусстве Европы занимает испанская живопись. Это хорошо сохранившиеся монументальные ансамбли и произведения станковых форм — алтарные изображения «фронталес», расписные балдахины (Христос во славе. Балдахин из церкви Сан-Марти в Тосте. Около 1200) и миниатюра. Основу формирования стиля романской испанской живописи составил мосарабский элемент с его склонностью к линейным контурам и напряженным, подчас диссонирующим красочным сочетаниям. Произведения монументальной живописи Испании отмечены грубоватой и суровой выразительностью, имеют четкий контурный рисунок; предпочтение отдается плотным, кроющим краскам, особенно характерны коричневые тона. Большая часть сохранившихся монументальных росписей — ныне почти все они перенесены в музеи — украшала некогда небольшие сельские церкви относительно небольшой испанской провинции Каталонии. Это открывало путь проникновению в живопись фольклорных элементов. Близость народному пониманию священных образов демонстрирует роспись сельской церкви Сан-Педро в Сорпе (ок.1123—50). Центральный памятник каталонской живописи XII в. — росписи в Тауле. Они были выполнены около 1123 г. в двух близлежащих церквах — Санта-Мария и Сан-Клементе. Среди живописных работ на севере Испании выделяется ансамбль фресок в «Пантеоне королей» в церкви Сан-Исидоро в Леоне (между 1167 и 1188).
Важная информация:
Просвещение
В 1802 г. создано Министерство Народного просвещения, в 1804 принят Устав учебных заведений, в котором ведущая роль в организации образования отдается университетам и предполагается создание государственной системы преемственно связанных ...
Японский этикет
Существуют общепринятые нормы поведения в обществе, однако, естественно, в каждой стране к этим правилам добавляется что-то своё. Попробуем разобраться с “регуляторами поведения” в Японии. Прежде всего следует отметить, что японцы вежливы ...
Платон. Жизнь Платона
В 428 г. до н.э., в самый разгар междоусобной Пелопонической войны, в Афинах у Аристона и Периктионы родился сын Аристокл, впоследствии Платон. Платон рос в знатной, старинной, царского происхождения семье с прочными аристократическими тр ...
Навигация