Древнейшая история трезубца

Материалы » Древнейшая история трезубца

Страница 7

К счастью, до нас дошли и другие украинские источники того времени, в которых киевских правителей IX-XI вв. прямо называли булгарским титулом "каган" ("царь", "император") : каган Владимир, каган Ярослав (Мудрый) и т.д. А степная (южная) Украина, сплошь заселенная булгарскими племенами бэрэнджаров-берендеев, баджанаков-печенегов (их название некоторые средневековые авторы производили от названия трезубца - "бай санак") , каракалпаков - черных клобуков, хазар, харька (от их имени происходит название Харькова) , сэбэров-северов-"севрюков", узов-торков и др. - сохранила трезубец в качестве своего символа. Не случайно именно южнорусский (черниговский) князь Владимир Святославич - автор украинской поэмы "Слово о полку Игореве" (1180-е гг.) - донес до нас два древнеукраинских названия: трезубца - "троян" и Южной Руси (Степной Украины) - "земля трояна". В своей поэме Владимир Святославич осуждает Владимира Мономаха (он был внуком Ярослава Мудрого, которого булгары называли "Тазбашем" - "Хитрым") за конфликты с южноукраинскими булгарскими племенами. Не поленился Владимир Святославич и напомнить, что вся черниговская знать состояла сплошь из представителей знатных булгарских родов: Могутов (Масгутов, Масаутов) , Татранов, Шельбиров (Чельбиров) , Топчаков (Тубджаков) , Ревугов (Арбугинцев) , Ольберов (Эльбиров) и др. Владимир Святославич был представителем украинской ветви булгарской династии Дуло "Рюриковичей" (потомков Лачына) и, вполне естественно, считал началом украинской (древнерусской) государственности IV век, когда булгарские цари из династии Дуло перенесли столицу державы Идель из Поволжья в Киев и начали наступление на Восточноримскую империю (Византию) .

В XII - начале XIII века булгарские кочевники Украины в массе своей принимают христианство, т.к. за это Киев и Чернигов давали им большие привилегии (земли, тарханство и пр.) .

В 1242 г., когда Украина была подчинена Монгольской Орде, булгарский царь Гази-Барадж предложил своему монгольскому союзнику - хану Батыю - сформировать особый корпус из булгарских кочевников Украины - для охраны торгового пути из Киева в Болгар - и дать этому корпусу тамгу "казак" (трезубец) и имя "казаки". Батый согласился, и такой корпус был сформирован и действовал под общим булгаро-монгольским командованием до середины XIV в. Монгольский хан Узбек распустил казаческий корпус, т.к. он состоял, в основном, из булгар-христиан, и оставшиеся без дела казаки влились в отряды чиркесов.

Еще в X в. булгарские правители, для охраны своих южных земель (части Крыма, территории между Доном, Кавказом и Волгой) стали формировать отряды из наемников. Этих наемников булгары называли "чиркес", что по-булгарски значит "бродящий, вольный (чир) человек (кеше) ". Русинцы переводили это слово, как "бродник". Большинство чиркесов были украинцами-христианами. После того, как Волжская Булгария уступила свои южные земли Монгольской Орде (в 1242 г.) , чиркесы поступили на службу монгольскому хану Ногаю. Когда Ногай погиб, чиркесы остались на монгольской службе: охраняли дороги, границы, перевозы, монгольских купцов, чиновников, послов и др. Жили они на границе леса и степи, небольшими общинами, и охотно приняли в свои ряды таких же, как и они, украинцев-казаков. Постепенно для чиркесов название казаков стало сначала вторым, а потом главным именем, а казацкий "трезубец" - гербом.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Важная информация:

Межкультурная коммуникация, языковая вариативность и современный билингвизм
По данным ряда исследователей, билингвов (двуязычных) в мире больше, чем монолингвов, и, таким образом, билингвизм в современном мире следует признать весьма распространенным явлением. Известно, что к настоящему моменту детский билингвизм ...

Сентиментализм в России
В русской литературе буржуазная сущность европейского С. потеряла свой социальный смысл. Русское дворянство восприняло новый стиль европейской литературы как удобную форму для художественного выражения своих новых запросов. Начавшийся рас ...

Новые гипотезы о романских бронзовых воротах Софийского кафедрального собора в Новгороде
Романские Бронзовые ворота Софийского собора в Новгороде привлекают к себе внимание в течение столетий. В прошлом эти интересные с точки зрения истории искусства ворота упоминали в своих сообщениях главным образом путешественники, среди н ...