О методе типологического моделирования в исследовании традиции

Материалы » О методе типологического моделирования в исследовании традиции

Страница 4

Аксиологическая интерпретация христианства представляется нам неизбежным, но не исчерпывающим способом существования христианского идеала и христианской истины в новую и новейшую эпоху. Она способна утверждать нравственные заповеди христианства в качестве оснований общественного жизнеустроения и ввести христианскую Церковь в ряд современных общественных институтов, влияющих на социальную организацию. Однако аксиологическая интерпретация категорически недостаточна для того, чтобы раскрыть антропологическое содержание христианства, основы христианского мироощущения и духовную практику христианства.

Для этого необходимо — в предлагаемой методологии — использовать еще одно типологическое понятие, учитывающее "взгляд изнутри". Это взгляд Церкви, в которой Православие утверждается как Вселенское Предание, или Священное Предание.

Вселенское Предание – это традиция, смысловое ядро которой есть удостоверяемый из поколения в поколение опыт Богообщения, венчающий духовную практику христианина. Ее "врата" – покаяние, μετανοια, перемена направления деятельности ума. Вселенское Предание сохраняется в Церкви ("Вселенская Церковь") и включает в себя всю совокупность ее многовекового опыта В совокупности Вселенского Предания различают составляющие его элементы или отдельные предания (литургическая, аскетическая, византийская, монашеская и др. "традиции"). Понятие Предания широко употребляется уже древними Отцами Церкви: Афанасий Александрийский характеризует "первоначальное Предание (παραδοσις)" как "учение и веру Вселенской Церкви (καθολικης εκκλησιας), которую передал Господь, проповедали апостолы, сохранили Отцы". Ириней Лионский использует формулу depositum juvenescens, обновляющееся достояние. Г.Флоровский раскрывает понятие "предание истины", traditio veritatis и утверждает его харизматическую природу: поручитель истинности предания – Святой Дух, животворящий Церковь.

Вселенское Предание включает в себя Священное Писание и является условием его правильного понимания. Св. Писание имеет непосредственное отношение к личному духовному опыту христианина, оно дает ключи понимания того, что совершается и происходит в его внутренней истории– эта мысль составляет главный принцип христианской экзегезы.

Вселенское Предание составляет единство предания апостолов, свидетельствующих "Евангелие Царствия" и предания св. отцов, раскрывших содержание веры в догматах. Догматы св. отцов – это та же керигма ("свидетельства") апостолов, но приведенные в связь как исповедание веры соборным разумом. Согласно западной парадигматике, "век Отцов" - это период в истории христианства, сменившийся затем "веком Ученых". Схоластика - логически более совершенная форма богословского знания, авторитет же патристики базируется в этой парадигме на "древности" Св. Отцов, на их близости к непосредственному источнику Откровения. В схоластике истина опосредована учением учительствующих, doctrina doctorum. Она имеет принципиальный характер "доктрины" и манифестируется как "сумма", логически упорядоченная совокупность учительного предания. Восточная же парадигма связывает истину с "керигмой", верным свидетельством духовного опыта. Догматы отцов – та же керигма, но систематически высказанная в согласии соборного разума. "Согласие Отцов", consensus patrum, – это не доктринальный, а харизматический авторитет. Флоровский говорит о "всегда современном" значении богословия "в духе Отцов". Авторитет древности не имеет самостоятельного значения "Наш Господь раскрывает Себя не как обычай, но как Истину" (Тертуллиан). Важны не просто древние свидетельства истины, но удостоверение непрерывности истины во времени. Предание – это плод творческого усилия, синергийная Богочеловеческая реальность духовного подвига. Предание всегда актуально. В современной гомилетике, в педагогических исследованиях акцентируется, что включение в круг Предания происходит через восприятие свидетельств актуального духовного опыта (Митр. Антоний (Блюм), Л. Сурова).

Во Вселенском Предании понятие Церкви раскрывается как евхаристическое сообщество (И. Мейендорф ) и "круг жизни". Христианином никто не может быть индивидуально, но только вместе с братиями (Г.Флоровский). Церковь — это "место" жизни — Царствие Божие на земле, Ноев Ковчег, Корабль Спасения, плывущий по водам "житейского моря". Время жизни Церкви – это литургическое время, в нем реально осуществляется связь человека и Бога и символически представляется связь времени и вечности. Литургическое время – это время обновленной Вселенной, исполнившееся "время вечности". Литургический круг – это символизм Откровения, и в силу этого – герменевтическая система истолкования духовного опыта и форма организации сознания в состоянии переживания духовной реальности. В литургическом богословии содержание христианского учения раскрывается средствами принципиально иными, нежели в "учении ученых", раскрывается в тесной связи с реальностью опыта. Литургический круг в Традиции называют "икона времени". Это Пасхальная икона, она концентрирует сознание на центральном событии Священной истории – Пасхе Господней, последовательно раскрывая глубокое внутренне единство и смысл Творения, Боговоплощения, Креста и Воскресения. Этот смысл – в пасхальной победе над смертью.

Страницы: 1 2 3 4 5

Важная информация:

Империя Гуптов
С 320 г. по VI в. на севере Индии правила династия Гуптов. К концу IV в. они объединили под своей властью большую часть Северной Индии. В правление Гуптов переживали расцвет наука, философия, литература. Были записаны древние устные тракт ...

Организация театральных представлений
Представления устраивались в Риме во время различных государственных праздников. Пьесы шли на празднике патрициев-Римских играх, проводившихся в сентябре в честь Юпитера, Юноны и Минервы; на празднике плебеев - Плебейских играх, происходи ...

Сущность феномена музыки в метафизике А. Шопенгауэра
В данной статье речь пойдет, в основном, о двух аспектах метафизики музыки А. Шопенгауэра. Во-первых, это само понятие музыки как объективации и отражения воли. Во-вторых, это понятие музыки как способа познания воли как первоосновы бытия ...