Метаморфозы представления о разуме в средние века и эпоху Возрождения

Материалы » Рефлексия в структуре сознания личности » Метаморфозы представления о разуме в средние века и эпоху Возрождения

С точки зрения Аристотеля, рефлектирует не отдельный человек, а божественный разум и с ним все бытие в форме первой философии. Отдельный человек может только наблюдать за собой, но не рефлектировать (он не универсум). Как же рефлексия стала способностью отдельного человека? Для этого потребовалось существенно переосмыслить роль разума, передать его от божества человеку. Именно такой процесс происходил на протяжении всех средних веков и Возрождения. В средние века установился следующий ценностный ряд форм бытия: бог – ангелы (святые) – человек.* Созданный "по образу и подобию" бога, человек мыслится теперь как обладающий разумом и свободой воли, с одной стороны, и природными (естественными) страстями – с другой. При этом разум – "от бога" (обладает божественной природой), а телесные страсти как материал ("и создал господь бог человека из праха земного") имеют чисто человеческое (иногда и дьявольское) происхождение. Для нашей темы особенно важен такой персонаж, как ангел-хранитель. Вспомним М. Ю. Лермонтова:

По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел .

Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез.

И звук его песни в душе молодой

Остался без слов, но живой .

Этот ряд характерен во многом и для Возрождения. Видный итальянский гуманист Марсилио Фичино пишет: "Божественная сила, все превосходящая, породив ангелов и души, тотчас милосердно вливает в них, как в своих сыновей, сияние свое . красота есть некая прелесть, живая и духовная, влитая сияющим лучом бога сначала в ангела, затем в души людей, в формы тел и звуки, которая посредством разума, зрения и слуха движет и услаждает наши души, услаждая, влечет и, увлекая, воспламеняет горящей любовью" .

Ангелы-хранители (подобно личным святым) выполняли крайне любопытные функции: с одной стороны, они были проводниками воли бога, передавая человеческому разуму божественные предначертания, его дух; с другой – видя страсти человека, помогали ему не уклоняться от пути, указанного богом. По сути ангел-хранитель – это средневековая фигура рефлексии: действительно, он может осознавать все поступки человека (видит его насквозь), причем это не просто бездумное отражение деятельности человека (как в зеркале), а божественное (разумное) видение, работающее на развитие человека как духовного существа. Правда, вторая составляющая рефлексии (разумная) пока только частично принадлежит человеку, в основном же – ангелу и богу.

Важная информация:

О значении и значимости слова "розовый" в книге А.Н. Бенуа "История русской живописи в XIX веке"
Утверждая необходимость изучения особенностей семантики языковых единиц в их естественном коммуникативном окружении, говоря о неразрывном единстве значения и значимости любого языкового знака в тексте, Г.В. Колшанский, автор работы " ...

Культура Японии
Индийская и китайская цивилизации на протяжении веков оказывали немалое воздействие на соседние страны и народы. В частности, это видно на примере Японии, которая во многих отношениях страна уникальная и удивительная. Врожденная вежливост ...

Отношение к алхимии
Общественное мнение Европы об алхимическом учении пережило несколько этапов. Когда начиная со второй половины XII в. по мере перевода на латынь арабских текстов, европейские энциклопедисты (Гильдегард Бингенский (1148), Михаил Скот (1225 ...