Педагогическая культура сельского населения

Материалы » Педагогическая культура сельского населения

Актуальность проблемы состоит в том, что семья, особенно на раннем этапе развития ребенка, является существенным фактором его социализации. Ее воспитывающее воздействие определяется прежде всего всем стилем ее жизни, ее достатком, культурой, в том числе и педагогической.

Актуальность обусловлена также тем, что семья и школа должны выступать как активно взаимодействующие партнеры, с единой позицией в отношении ребенка.

Настоящие рекомендации составлены на основе изучения литературы, обобщения опыта работы автора, в том числе и в Вятской школе Ярославской области.

Они адресованы педагогическим коллективам общеобразовательных школ, особенно сельских.

Личность ребенка, особенно дошкольника, в значительной мере формирует семья – вид социальной общности, организации личной жизни, малая группа, основанная на супружеском союзе, родственных связях. Как отмечал в свое время А.С.Макаренко, семья воспитывает не столько специально организованной воспитательной деятельностью (хотя и это важно), сколько всем стилем своей жизни, характером взаимоотношений ее членов, общей культурой.

Педагогическая культура – это особая подсистема, особый вид общей культуры, проникающий во все сферы жизни, где есть элементы социального наследования. Педагогическая культура соотносится с общей культурой как элемент, фиксирующий способы реализации сущностных сил человека; как характеристика степени активности в деятельности по передаче социального опыта; как характеристика степени осознания субъектом педагогического воздействия диалогичности и субъект- субъектного характера педагогического процесса; как характеристика включенности в процесс формирования подрастающего поколения.

Принято выделять профессиональную и народную педагогическую культуру, прямо связанную с народной педагогикой, которая слита с народной этикой и миропониманием. Хотя народная педагогическая культура формируется преимущественно стихийно, она анонимна, однако она может испытывать влияние профессиональной педагогической культуры, ее элементы могут формироваться.

В семье же педагогическая культура развивается за счет традиций, устоявшихся в народной педагогике норм и правил, обогащению которых может способствовать школа.

Мы рассматриваем в сложной структуре педагогической культуры четыре основных компонента: - когнитивный – элементарные педагогические знания; - эмоционально-ценностный – интерес, а потом и потребность в педагогической деятельности; - действенный – субъектную включенность в педагогический процесс; - личностно-результативный – сформированность педагогически значимых качеств.

Особо следует обратить внимание на формирование ценностных ориентаций.

Ценности являются основополагающим элементом культуры, все другие элементы, в том числе и образовательные потребности, базируются на них.

Важная информация:

Алфавит
В древних культурах алфавит рассматривался как нечто целое. Почти все древние записи греческого, латинского и этрусского алфавитов обнаруживаются на вазах, урнах происходящих из захоронений. Это же относится и к германским рунам, которые ...

Принцип дополнительности
Принцип дополнительности - методологический принцип, сформулированный Нильсом Бором применительно к квантовой физике, согласно которому, для того чтобы наиболее адекватно описать физический объект, относящийся к микромиру, его нужно описы ...

Мавзолей в Галикарнасе
Галикарнас (нынешний турецкий город Бодрум) был столицей и главным портом небольшого, но богатого античного государства, которое тогда называлось Карией. Город находился под властью персов, но сатрапов в Галикарнас назначали из местной зн ...