Актуальность проблемы состоит в том, что семья, особенно на раннем этапе развития ребенка, является существенным фактором его социализации. Ее воспитывающее воздействие определяется прежде всего всем стилем ее жизни, ее достатком, культурой, в том числе и педагогической.
Актуальность обусловлена также тем, что семья и школа должны выступать как активно взаимодействующие партнеры, с единой позицией в отношении ребенка.
Настоящие рекомендации составлены на основе изучения литературы, обобщения опыта работы автора, в том числе и в Вятской школе Ярославской области.
Они адресованы педагогическим коллективам общеобразовательных школ, особенно сельских.
Личность ребенка, особенно дошкольника, в значительной мере формирует семья – вид социальной общности, организации личной жизни, малая группа, основанная на супружеском союзе, родственных связях. Как отмечал в свое время А.С.Макаренко, семья воспитывает не столько специально организованной воспитательной деятельностью (хотя и это важно), сколько всем стилем своей жизни, характером взаимоотношений ее членов, общей культурой.
Педагогическая культура – это особая подсистема, особый вид общей культуры, проникающий во все сферы жизни, где есть элементы социального наследования. Педагогическая культура соотносится с общей культурой как элемент, фиксирующий способы реализации сущностных сил человека; как характеристика степени активности в деятельности по передаче социального опыта; как характеристика степени осознания субъектом педагогического воздействия диалогичности и субъект- субъектного характера педагогического процесса; как характеристика включенности в процесс формирования подрастающего поколения.
Принято выделять профессиональную и народную педагогическую культуру, прямо связанную с народной педагогикой, которая слита с народной этикой и миропониманием. Хотя народная педагогическая культура формируется преимущественно стихийно, она анонимна, однако она может испытывать влияние профессиональной педагогической культуры, ее элементы могут формироваться.
В семье же педагогическая культура развивается за счет традиций, устоявшихся в народной педагогике норм и правил, обогащению которых может способствовать школа.
Мы рассматриваем в сложной структуре педагогической культуры четыре основных компонента: - когнитивный – элементарные педагогические знания; - эмоционально-ценностный – интерес, а потом и потребность в педагогической деятельности; - действенный – субъектную включенность в педагогический процесс; - личностно-результативный – сформированность педагогически значимых качеств.
Особо следует обратить внимание на формирование ценностных ориентаций.
Ценности являются основополагающим элементом культуры, все другие элементы, в том числе и образовательные потребности, базируются на них.
- Педагогическое просвещение
- Педагогическая пропаганда средствами малой печати
- Собрание родителей как форма повышения их педагогической культуры
- Включение родителей в реализацию воспитательной системы школы
Важная информация:
Алфавит
В древних культурах алфавит рассматривался как нечто целое. Почти все древние записи греческого, латинского и этрусского алфавитов обнаруживаются на вазах, урнах происходящих из захоронений. Это же относится и к германским рунам, которые ...
Принцип дополнительности
Принцип дополнительности - методологический принцип, сформулированный Нильсом Бором применительно к квантовой физике, согласно которому, для того чтобы наиболее адекватно описать физический объект, относящийся к микромиру, его нужно описы ...
Мавзолей в Галикарнасе
Галикарнас (нынешний турецкий город Бодрум) был столицей и главным портом небольшого, но богатого античного государства, которое тогда называлось Карией. Город находился под властью персов, но сатрапов в Галикарнас назначали из местной зн ...
Навигация