Педагогическая культура начинается со знаний по проблемам семейной педагогики. Эта область всем взрослым кажется близко знакомой и не нуждающейся в дополнительном изучении. Еще К. Д. Ушинский замечал, что мы обычно учим и воспитываем наших детей так, как нас самих учили и воспитывали.
Однако для продуктивного воспитательного процесса этого недостаточно. Педагогическое просвещение родителей как фактор повышения их педагогической культуры на селе может осуществлять только школа совместно с другими культурными учреждениями. Цели этой деятельности состоят в следующем: - повысить образовательную компетентность родителей; - добиться единства требований к ребенку со стороны семьи и школы; - разграничить сферы ответственности за воспитание детей; - стимулировать повышение профессиональной компетенции педагогов путем приобщения их к основам семейной педагогики.
Почему только школа? Телевидение и радио практически перестали давать информацию о семейном воспитании.
Периодическая печать, ориентированная на повышение педагогической культуры населения, стала недоступной (по ценам) сельскому населению. В селе Вятском на 2000 жителей не выписывают индивидуально ни одного педагогического журнала по проблемам семейного воспитания (это одновременно показатель образовательных потребностей населения и уровня его педагогической культуры).
Попытаемся дать рабочий вариант рекомендаций повышения педагогической культуры населения и соответственно роста образовательных потребностей.
Просвещение может осуществляться в самых разнообразных формах: лекториев, поклассного педагогоического обучения родителей, родительских конференций, диспутов по проблемам семейного воспитания.
Следует рекомендовать поклассный педагогический всеобуч родителей как предпочтительную форму повышения педагогической культуры родителей. И дело здесь не только в том, что педагогические знания даются в определенной системе и конкретизировано к интересам и потребностям данной группы родителей.
В этой ситуации учитель (классный руководитель) повышает свою квалификацию (компетентность) в области семейной педагогики.
Любое выступление перед родительской аудиторией должно отвечать следующим требованиям: быть информативным (нести новую информацию); быть воспитывающим; быть построенным преимущественно на позитивном материале; содержать хотя бы минимальную программу конкретных действий; персональная критика в публичном выступлении не допустима; быть предметным, то есть личностно ориентированным либо ориентированным на конкретный класс, группу учащихся.
В педагогическом просвещении родителей, повышении их педагогической культуры существенное место принадлежит индивидуальным встречам с педагогами. Следует добиться того, чтобы приглашение в школу не воспринималось как сигнал бедствия.
Посещение родителями школы будет продуктивным лишь тогда, когда в учителе они увидят доброжелательного союзника, когда они с педагогом наметят конструктивную программу совместных действий. Следует исключить из разговора бескомпромиссную формулировку «Примите меры», особенно в том случае, когда меры должен принимать сам учитель.
Можно предложить примерно такую схему разговора: - Найдите возможность поговорить наедине, не спеша.
- Найдите возможность похвалить ребенка за любые его достижения.
- Обозначьте проблемы (одну-две, но не более), которые следует решить для улучшения результатов учения и воспитания.
Важная информация:
Деньги и торговля в понимании Аристотеля
По сути, Аристотель был одним из первых мыслителей, пытавшихся исследовать экономические законы в современной ему Греции. Особое место в его трудах занимает объяснение понятий денег, торговли.
Аристотель с большим упорством пытался понят ...
Римская культура
Художественная культура Рима отличалась большим разнообразием и пестротой форм. В ней отразились черты, свойственные искусству покоренных римлянами народов, которые нередко стояли на более высоком культурном уровне. Римское искусство слож ...
Посредническая роль южнославянских стран в становлении древнерусской письменности
Древняя Русь воспринимала византийскую письменность не прямо, а через посредство болгарских и сербских переводчиков, переводивших с греческого на общепонятный славянам старославянский язык.
Основы славянской письменной традиции были зало ...
Навигация