Тип классического русского храма складывается также на севере — во Владимиро-Суздальской Руси, в Новгороде. Успенский собор во Владимире (1158 – 1164), знаменитая церковь Покрова на Нерли (1165). В 1194 г. был возведен Дмитровский собор во Владимире. Его стены, как и стены построенного чуть позже (1230 – 1234) Георгиевского собора в Юрьеве Польском украшает резьба по камню. Изящные кресты, богато украшенные растительным орнаментом, как и золотые купола — чисто русская специфика.
Характерные черты новгородской архитектуры — основательность, мощь каменного здания, резко контрастирующего с посадскими деревянными постройками, и в то же время — внутренняя одухотворенность. Эти особенности отличают и Новгородскую Софию, и соборы Юрьева и Антониева монастырей (1119). Древнейшими памятниками Новгорода, дошедшими до нас, хотя и с последующими изменениями, являются также Никольский собор на Ярославовом Дворище (1113), церкви Благовещения Пресвятой Богородицы на Мячине (1179) Спаса Преображения на Нередице (XII в.), церковь Рождества Богородицы в Перынском скиту (начало XIII в.). В архитектуре церкви Параскевы Пятницы (1207), построенной жившими в Новгороде заморскими купцами, отразились широкие международные связи города, задолго до Петербурга ставшего для Руси "окном в Европу".
В период ордынского ига, когда каменное зодчество на всей территории Руси практически замерло, в Новгороде, который оставался независимым, продолжали возводиться каменные храмы. В это время возводятся церкви Николы Белого (1313), Спаса Преображения на Ковалеве (1345), Спаса на Ильине (1374), святых апостолов Петра и Павла в Кожевниках (1406), святого Власия (1407), Симеона Богоприимца Зверина монастыря (1467) и другие. По мере того как молодые княжества поднимались и крепли, каменное строительство возобновилось и в северо-восточной Руси. Таким образом, традиции владимиро-суздальского зодчества были продолжены. От конца XIV – начала XV вв. до нас дошли храмы Звенигорода: Успенский собор на Городке, Рождественский собор Савво-Сторожевского монастыря. К этому же времени относится строительство Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, Спасский собор московского Андроникова монастыря. В конце XV в. построен храм святого мученика Трифона в Напрудном. В начале XV в. возрождается многоглавие, практически исчезнувшее в годы ордынского ига.
Освобождение от ордынского ига стимулировало новый подъем в архитектуре. Уже не малые каменные храмы, но величественные многоглавые соборы отвечали духу времени политике московских государей. При этом мастерство московских зодчих еще не достигло должного уровня, поэтому для строительства кремлевских соборов Иван III приглашает архитекторов из Италии: Аристотеля Фьораванти, Марка Фрязина, Антонио Солари, Алевиза Нового и др. Однако Благовещенский собор Кремля строился русскими — псковскими — мастерами.
К этому времени сложился еще один национальный тип храма. Характерная для Византии купольная система преобразовалась в остроконечный верх башни. В этом чувствуется несомненное влияние оборонного зодчества, характерный пример которого дает Псков с его мощными башнями, лишенными каких-либо украшений и служившими защитой от нападений врагов. При особо очевидной мощи стен, кладки, узких бойниц, окон, гармоничность форм подчеркивает их стройность и изящество. Геометрическая форма восьмигранного шатра, в плане образующая подобие восьмиконечной Вифлеемской звезды, позволяет истолковывать такие храмы как образ Богоматери, Которой символически соответствуют числа 8 и 9.
Важная информация:
«Пузыри земли»
Обратимся к циклу «Пузыри земли». (1904-1908)
На весенних лугах в Шахматове росли купавы, купальницы; ночами таинственно мерцали светлячки…
Золотисты лица купальниц.
Их стебель влажен.
Это вышли молчальницы
Поступью важной
В лесные ...
Телефон
Несмотря на то что телефон был изобретен еще в 1876 г. (Александром Беллом), он несомненно является яркой приметой и символом ХХ в., который просто немыслим без телефонных разговоров, распоряжений, ссор - без телефонной коммуникации.
Т. ...
Ранние произведения А.Блока в Шахматово
Блоковская тема России в полный голос впервые прозвучала в Шахматове. В 1908 году осенью в Шахматове начато стихотворение «Россия», довершенное в Петербурге. Здесь звучит поэтическая формула веры в народ и в страну:
И невозможное возможн ...
Навигация