В XVIII в. в украшении храмов начинают использоваться те же приемы, что и в светской архитектуре. С другой стороны, элементы храмового зодчества переходят в светскую архитектуру. Нередко церкви включаются в целостную композицию дворцового комплекса или усадьбы. Церкви, являющиеся непременной составной благотворительных учреждений, входят в комплекс Голицынской больницы (М.Ф. Казаков, 1796 - 1801), Странноприимного дома (Д. Кваренги, 1796 – 1801 г.) и др. Удивительной стройностью и благородством форм отличаются некоторые усадебные церкви, возведенные в стиле классицизма или т.н. псевдоготики.
XIX век — время создания монументальных петербургских соборов: Казанского (1801 – 1811, архитектор А. Н. Воронихин), и Исаакиевского (1818 – 1858, архитектор О. Монферран), московского храма Христа Спасителя (1839 – 1883, архитектор К. А. Тон), строительством которых отмечались исторические события в жизни новой столицы и всего государства.
Конец XIX — начало XX в. характеризуются возрождением интереса к родной старине, а также к наследию Византии. В неорусском стиле построен петербургский Воскресенский собор — "Спас на крови" (1883 – 1907) — на месте, где был смертельно ранен Александр II. Образцом для подражания сначала становятся русские XVI – XVII вв., позднее пробуждается интерес к более древнему зодчеству — владимиро-суздальскому, псковскому, новгородскому. Примером может служить храм Покрова Пресвятой Богородицы в Марфо-Мариинской обители (1908 – 1912, архитектор А. В. Щусев).
Тем не менее новых церквей строится немного — в основном перестраиваются обветшавшие. Нынешний облик большинства московских церквей складывался веками: документально они обычно известны с XV – XVI вв., каменное здание, как правило, не раньше XVII в., колокольня очень часто относится к XVIII – XIX вв. Но независимо оттого, сохраняются ли храмы в первоначальном виде или в их облике заметно смешение стилей и даже сочетание несочетаемого, в них почти всегда сохраняется ощущение тепла и домашнего уюта, столь характерное для русского храма.
Однако наиболее важно подчеркнуть, что православный храм никогда не создавался по побуждениям внешним, чисто эстетическим. Эстетика храма всегда подчинена богословский символике и наполнена мистическим смыслом.
Важная информация:
Раннее творчество
Сын орнаментщика и торговца эстампами Никола Буше Франсуа около 1720 работает в мастерской Ф. Лемуана у которого он получил первые уроки колорита наряду с более расплывчатыми уроками итальянцев.
Первой его специальностью однако стало рем ...
Древние письменности: кипу – загадочное узелковое письмо инков
Кипу – это до сих пор одна из самых таинственных и неразгаданных древних письменностей, красочная загадочной системе разноцветных шнурков с узелками, о которой до сих пор спорят ученые многих стран мира.
Подобно древним египетским иерогл ...
Берлинская идиома
Эстетические факторы так же важны для строительства, как и социальные, экономические или экологические. Красота здания поэтому не должна быть только компромиссом на пересечении всех технических требований: форма никогда не может быть резу ...
Навигация