Первоначально Русская Церковь была митрополией Церкви Константинопольской. Главой Русской Церкви в этот период был Митрополит, присылаемый из Константинополя. Как правило, Митрополитами были греки, хотя уже в 1051 г. на киевскую митрополию был впервые поставлен славянин — митрополит Иларион. Особенностью Восточной Церкви была близость духовенства к народу. Преимущественно это касалось белого духовенства, сохранявшего семейный уклад жизни.
Богослужение. Византийский богослужебный обряд на момент принятия христианства Русью представлял собой стройный порядок чередования гимнов, молитв и определенных действий. В Восточной Церкви именно богослужение занимало центральное место. В нем осуществлялся синтез всех искусств: архитектуры, живописи, поэзии, музыки.
Очень важно было то, что Восточная, византийская Церковь, в отличие от Западной, допускала перевод богослужебных текстов на национальные языки.
Монашество. Начало распространения монашества относится к IV в. — эпохе, когда христианство перешло из состояния непрерывно испытываемых гонений к положению государственной религии. Если в первые века быть христианином практически означало постоянную готовность к тому, чтобы подвергнуться репрессиям и смерти, то в новых условиях легитимности уровень общего подвига, естественно, несколько снижался и люди, жаждавшие подвижничества, уходили от мира в пустыню, чтобы беспрепятственно посвятить себя внутренней жизни. Родиной монашества был Египет, а родоначальником — святой Антоний Великий. К X в. были разработаны правила для монахов (первым такие правила написал Святитель Василий Великий в IV в.); составлены уставы (Студийский, Иерусалимский, Афонский и др.), существовала обширная аскетическая литература. Монашество существовало в нескольких формах: отшельничество, общежитие (киновия), скит. Древняя Русь быстро восприняла эту богатейшую традицию и дала ей достойное продолжение в общих уставных формах.
Древняя Русь унаследовала сложившееся к тому времени в Византии почитание святых, усвоив понятие о различных типах, чинах святости. Чисто русскими стали и некоторые византийские праздники — как, например, Покров — воспоминание о явлении Божией Матери константинопольскому юродивому святому Андрею — праздник, забытый в Византии, но один из самых почитаемых на Руси.
Общей тенденцией византийского искусства, исходя из его основной задачи представлять глазам христианина мир горний, невидимый, был его символизм. "Символами" в Древней Греции назывались знаки напоминания о вечной дружбе или гостеприимстве: разломленные надвое предметы (монеты, глиняные фигурки и т.п.), которые имели смысл лишь постольку, поскольку для каждой половинки имелось соответствие; будучи соединены, они восстанавливали расторгнутую связь. Точно так предметы видимого мира воспринимались как соответствия явлениям мира невидимого; только в этой связи они обретали смысл. Этот принцип является основополагающим для понимания средневекового искусства вообще, в том числе и древнерусского.
В Византии за десять веков христианства сложились устойчивые приемы храмоздательства. Начиная с IX в. в Византии был наиболее распространен крестово-купольный тип храма; он же первым появился на Руси. Особенность византийского православного храма, в отличие от языческого и от западного христианского в том, что алтарь всегда обращен на Восток.
Изобразительное искусство. Для византийской живописи было характерно отторжение от чувственности античного искусства. Стены храмов украшались мозаиками, выложенными из кусочков смальты. Наряду с этим использовалась техника фрески — росписи водными растворами минеральных красок по сырой штукатурке. Иконы писались теми же минеральными красками на специально подготовленных досках. На высокой ступени развития стояло и искусство книжной миниатюры.
Важная информация:
Социокультурный портрет провинции глазами будущих культурологов
Сегодня первый набор культурологов на заочном отделении Ярославского педагогического университета (факультет русской филологии и культуры) завершил обучение на 3 курсе. Среди наших студентов -работники домов культуры, преподавали системы ...
Аристотель. Жизнь Аристотеля
Аристотель родился в 384г. до н.э. в греческом городе Стагире. Глубокое провинциальное происхождение Аристотеля компенсировалось тем, что он был сыном известного врача Никомаха. Аристотель, по словам очевидцев, с молодости был невзрачного ...
Письменность древних славян
Ни одна культура духовно развитого народа не может существовать без письменности. «Прежде убо словене неймъаху письменъ, ну чертами и ръзанми гадааху погани сущи». Обычно, основываясь на этих словах, написанных в IX в. болгарским монахом- ...
Навигация