Российские поэты, родившиеся в 80–90–х годах XIX века:
В.В. Хлебников 1885
Н.С. Гумилев 1886
В.Ф. Ходасевич 1886
И.В. Северянин 1887
А.А. Ахматова 1889
Б.Л. Пастернак 1890
О.Э. Мандельштам 1891
М.И. Цветаева 1892
В.В. Маяковский 1893
С.А. Есенин 1895 Оперные певцы, родившиеся в 60– 70–х годах XIX века:
Э. Джиральдони (баритон) 1871
И.В. Грызунов (баритон) 1879
М.К. Максаков (баритон) 1869
И.В. Тартаков (баритон) 1860
Л.М. Сибиряков (бас) 1870
В.И. Касторский (бас) 1870
О.И. Камионский (баритон) 1869
Л.В. Собинов (тенор) 1872
Ф.И. Шаляпин (бас) 1873
Э. Карузо (тенор) 1873
А.В. Нежданова (лирико–колорат. сопрано) 1873
Т. Руффо (баритон) 1877 Композиторы, родившиеся в 50– 70–х годах XVIII века:
В.А. Моцарт 1756
Д.С. Бортнянский 1751
М. Клементи 1752
А. Сальери 1750
М.К. Огиньский 1765
Р. Крейцер 1766
Л. ван Бетховен 1770
Э.Т.А. Гофман 1776 Художники и скульпторы, родившиеся в 50–70–х годах XV века:
И. Босхок 1450
Л. да Винчи 1452
Дионисий вт. пол. XV в.
Кранах Старший1 472
Фра Бартоломмео 1472
Я. Госсарт ок. 1478
Б. Микеланджело 1475
Джорджоне ок. 1477 Обозревая приведенные биографические ряды, обратим внимание по крайней мере на два обстоятельства: в каждом из рядов представлены далеко не рядовые деятели культуры, родившиеся почти в одно время. Объяснить последнее обстоятельство только запросами общества не приходится.
Какие факторы существенно отражаются на раннем проявлении способностей? Мы предположили, что таких факторов, как минимум, четыре: дети продолжают профессиональную династию (в этом случае становится корректной известная формула: «когда гены заговорили»), достаток в семье, благоприятная воспитывающая атмосфера в родительском доме, пристальное внимание родителей к своим детям. Для подтверждения предположений мы отобрали когорту из 54 выдающихся представителей мировой культуры – литераторов, композиторов, художников, скульпторов, певцов, танцовщиков. Конкретные имена 54–х: Моцарт, Бетховен, Верди, Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Роден, Шопен, Веласкес, Джотто, Рембрандт, Халс, Тициан, Эль Греко, Шаляпин, Карузо, Бальзак, Гюго, Гете, Л. Толстой, Достоевский, Пушкин, Паганини, Павлова, Вагнер, Шекспир, В. Серов, И. Штраус (сын), Кальман, Вероккьо, Челлини, Гольбейн Младший, Доре, Дюрер, Жирардон,А.
Иванов, Канова, Крамской, В. Васнецов, Кранах Старший, Мазаччо, Бунин, Цветаева, Ахматова, Пастернак, Драйзер, Золя, Верн, Ибсен, Лондон, Ремарк, Хемингуэй, Чехов, Шоу.
Отталкиваясь от биографических фактов, приходим к следующим выводам: лишь 9 человек из 54 продолжили семейную профессиональную династию (16%), достаток в семье наблюдался в 31 случае из 54 (более 57%), благоприятная атмосфера в родительском доме – в 30 случаях из 54 (55%), пристальное внимание родителей к воспитанию детей – в 23 случаях из 54 (43%). Оценивая приведенные зависимости, уже в первом приближении можем сказать: в большинстве случаев сверхталанты не были продолжателями профессии родителей, семейных профессиональных династий, не были детьми сверхталантов. Таким образом, объективная логика убеждает: фактор наследственности не был решающим в формировании феноменально одаренных личностей (признаем, что среди 54–х именно такие в основном и представлены), в большинстве случаев генетическая программа не была задана, таланты и гении развивались и утверждались прежде всего под воздействием социальных факторов и обстоятельств. Одним из таких факторов стал достаток в семье (свыше 57%), более половины семей удовлетворяют этому критерию. Примерно такую же значимость имела благоприятная воспитывающая атмосфера в родительском доме (55%), что, несомненно, способствовало укреплению психического и физического здоровья будущих дарований.
Важная информация:
Комиссар
Дистанцирование и репрезентативность возникают тогда, когда, по выражению Норберта Элиаса, происходит «монополизация физического насилия» в руках централизованного государства. Если в «обществе воинов» (выражение Элиаса) индивид легко при ...
Ливий и этрусские женщины
На основе доступных нам данных источников существует общее убеждение, что женщины в этрусском обществе имели более привилегированный статус, чем традиционный в мире Греции и Рима. Их художественное изображение на саркофагах и погребальных ...
Источники драматургии Димитрия Ростовского
Источниковедением духовной драматургии Димитрия Ростовского занимались многие исследователи. Во вступительной статье к "Успенской драме" Сперанский говорит о близости содержания пьесы к сказаниям об Успении Пресвятой Богородицы, ...
Навигация