Источниковедением духовной драматургии Димитрия Ростовского занимались многие исследователи. Во вступительной статье к "Успенской драме" Сперанский говорит о близости содержания пьесы к сказаниям об Успении Пресвятой Богородицы, обращает внимание на сходство с фрагментами житий, а также называет в числе источников "Успенской драмы" "Руно орошенное" (1675). Эти произведения выполняли не только идейно-смысловую, дидактическую и эмоционально-образную функции, но и влияли на стиль и своеобразие стихотворной организации пьесы.
Е. В. Жигулин посвятил данной проблеме целую главу своей диссертации. Источниками драматургии Димитрия Ростовского он считает несколько произведений: "Алексий человек Божий" (1673-1674), "Действие неа сСтрасти Христовы списанное" (1680), "Царство Натуры Людской" (1698), ставившаяиеся в Киево-Могилянской коллегии, где учился Димитрий, а также пьесы, постановки которых были осуществлены в Московской Славяно-Греко-Латинской Академии: "Ужасная измена сластолюбивого жития с прискорбным и нищетным" (1701), "Страшное изображение второго пришествия Господня" (1702). В диссертации Е. В. Жигулин также сосредоточил свое внимание на анализе важных источников, сохранившихся в библиотеке ростовского митрополита: византийской драмы "Христос Пасхон", пьесы Виленской Академии Общества Иисуса "Любовь побеждающая и побежденная" (1682), латинской драмы о Теофиле.
М. В. Дубова в своей статье "Изображения Страстей Христовых в молитвословии Димитрия Ростовского" указывает целый ряд произведений, связанных непосредственно с диалогом на Страсти Господни святителя Димитрия: "Летописец", "Диариумш", "Руно орошенное", жития, письма, "Казане на Сстрасти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа", "Слово на неделю жен-мироносиц", "Поучение на память Димитрия Солунского", "Поучение на неделю Фомину", "Поучение второе на воздвижение Креста", "Поучения в неделю 13-ю по Св. Духе", "Благодарственное Страстей Христовых воспоминание", "Плач на погребение Христово", "Поклонение 5 язвам Христовым", "Молитва или краткое Сстрастей Христовых воспоминание", "Молитва Иисусу Сладчайшему и поклонение Страстям Его", "Целование удов и ран".
Целью данной работы является исследование и систематизация источников, не указанных предыдущими авторами. Круг поиска - это богослужебная литература и канонические тексты.
Главными источниками "Успенской драмы" являются: Библия, Сказания Иоанна Богослова и Иоанна Солунского об успении Пресвятой Богородицы, поклоненияпеснопения Успенской службы, канон Андрея Критского, собственные проповеди Святителя. Димитрий очень трепетно и бережно подходит к текстам Святого Писания. Здесь для митрополита важно точно передать содержание пророческого сна Иакова, рассказать о предках Богородицы и Иисуса Христа, значительнымиважными являются события жизни Аарона, Гедеона., в содержание пьесы вкрапляются и притчи из Нового Завета, рассказ об апостолах из апокрифов и т. д. Если эти тексты являются фундаментом, стержнем сквозного действия пьесы, функционально формирующим сверх-задачу автора - "направить очи духовне к Горнему миру", то.
Песнопения в тесной связи с Библией и апокрифами составляют эмоционально-духовную основу драмы "На Успение Пресвятой Богородицы". "Ничто так не возвышает душу, ничто так не окрыляет ее, не удаляет от земли… как согласная мелодия, как управляемое ритмом божественное песнопение" (Иоанн Златоуст) В действо Димитрия в той или иной мере включены почти все жанры богослужебного пения: каноны, псалмы, тропарь, стихиры, кондаики, слпавы. Ключевыми являются песнопения Успенской службы. Они отдельно выделены ремарками, в которых Димитрий указывает, с каких слов петь. Это тропарь, глас 1-ый, избранный и 50-ый псалмы, припев Успенского канона, стихира на Господи воззвах, глас 1-ый. Они наиболее поэтичноения , трогательно отражают содержание празднуемого события. Это своеобразные духовные акценты, доминанты пьесы, при помощи которых Димитрий концентрирует внимание зрителей на главном празднуемом событии.
Важная информация:
Искусство Закавказья
Сложение культуры племен и пародов Закавказья, живших в горных районах и долинах рек Риона, Куры и Аракса к югу от Большого Кавказского хребта, относится к древнейшим временам 3 тысячелетия до н.э. Археологические исследования, особенно ш ...
Культура индо-буддийской цивилизации
Религия. В самом названии этой культурной традиции содержится указание на присущее ей соединение двух великих религий Востока: первобытной по происхождению, языческой религии индуизма и буддизма - одной из трех главных мировых религий, по ...
Извара, господский дом
Мать художника Мария Васильевна, урожденная Калашникова, купила имение Извары в 1872 году и владела им до 1900 года. Двадцать шесть лет жизни Н.К.Рериха были связаны с этим местом.
Извара - старинное поселение, по-фински означает «больши ...
Навигация