О границе между тайным и явным: сопоставление мистического переживания и художественного творчества

Материалы » О границе между тайным и явным: сопоставление мистического переживания и художественного творчества

Страница 3

Бог познает мир, созерцая себя самого, свою красоту, и это знание, не являющееся внешним по отношению к Богу, в отличие от человеческого, есть источник бытия мира. В таком знании совпадают субъект, объект и процесс познания. Внутреннее, личностное знание единения всего со всем, открывающее подлинное «я», доступно мистику в состоянии экстаза, а художнику - в мгновения творческой интуиции. В чань (дзен)-буддизме -это, например, нерасчлененный, недифференцированный образ человека, видящего солнце. При созерцании гор китайский мистик-визионер (он же художник) может сказать: «Этот пейзаж волнует мое старое гористое сердце», причем горные пики, принадлежность низшего мира, воспринимаются им как корни облаков - явления высшего, а на самом деле единого и нераздельного мира. Для сравнения: преодоление дуализма субъекта и объекта, внутреннего и внешнего мира явилось главной целью трансцендентальной феноменологии Э.Гуссерля.

Третий ответ на вопрос о месте истинной реальности гласит: Абсолютное, бесконечное становится относительным, конечным, происходит Боговоплощение. Возникает ряд чувственно воспринимаемых промежуточных степеней между бытием и небытием. По определению Николая Кузанского, Бог - это актуальное бытие и одновременно потенциальная возможность всякого бытия или становления, причем в бесконечности противоположности максимума и минимума совпадают. Затем Г.Гегель пришел к заключению, что конкретная истина представляет собой синтез бытия и небытия, и ввел категорию видимости - имманентного просвечивания абсолютного через относительное, неограниченного через ограниченное. Бесконечное помещается внутрь конечного, постоянно выходящего за свои границы.

Выстраивается (у Дионисия Ареопагита) иерархическая система передачи невидимого Божественного света, который в изобразительном искусстве выражается в форме видимой эманации, сияния: например, в восточнохристианских иконах, мозаиках, готических витражах, живописи Грюневальда, Эль Греко, Рембрандта, Руо. При этом мы знаем больше, чем можем выразить, иными словами, значительная часть нашего знания носит неявный характер. По мысли М.Хайдеггера, следующего традиции германской мистики школы Экхарта, тайное является мерой явленного; человек стоит внутри раскрытости бытия, не дошедшей до слова истины. Произведение искусства, в котором мы схватываем проблеск или веяние умонепостигаемой высшей интуиции, открывая истину бытия, оставляет ее сокрытой4.

Превращение эмоций в процессе художественного творчества зафиксировано В.Хлебниковым: ощущаемый синий цвет василька (бытие), проходя через неощущаемую область разрыва (небытие), трансформируется в ощущаемый звук кукования кукушки (бытие). Неизвестное, иррациональное нас пугает и вызывает ужас, но мы не можем отвести от него взгляд; по выражению Ф.Гойи, «сон разума рождает чудовищ». Такие кошмарные видения представлены в демонологических образах И.Босха, П.Брейгеля, Ж.Калло, Г.Фюссли, Д.Энсора и самого Гойи.

Наконец, четвертый ответ на вопрос о месте истинной реальности основан на принципе соотношения неопределенностей. Странный вид реальности, находящейся посредине между возможностью и действительностью, по мысли В.Гейзенберга, рождает язык неопределенностного мышления сосуществующих возможностей. Мы погружены в действительность и одновременно улавливаем веер альтернатив, иными словами, пребываем в состоянии упорядоченного хаоса, остро ощущаем изменчивость и случайность мироздания.

В современном открытом мире с зыбкими границами индивидуальный облик человека стирается. Ощущение «я без формы» или децентрации «я», свойственное мистическому созерцанию, актуализируется вновь и порождает феномен незаконченности (нон-финито), протяженного многообразия, тяготеющего к незримому единству целого; расширения настоящего за счет прошлого. Из внутренней реальности мы можем совершать путешествия во внешнюю реальность. Художник творит в периферийном состоянии сознания: полуяви - полусна или сна наяву, описанном русским мистиком ХХ века, учеником Г.И.Гурджиева П.Д.Успенским. При неполном утреннем пробуждении, в ярком свете дня мы сохраняем способность рефлексии «со стороны» по поводу иной реальности, увиденной во сне. В состоянии полусна человек контролирует сновидения, может вызывать их в любое время и наблюдать то, что желает. Более того, по мнению П.Д.Успенского, мы видим сны непрестанно, даже когда бодрствуем5.

Страницы: 1 2 3 4

Важная информация:

О фильме Сиднея Поллока "Три дня кондора"
"Три дня кондора" - интеллектуальный детектив-триллер американского режиссера Сиднея Поллака (1982). В этой картине виртуозно сочетаются три детективных жанра (английский, американский и французский), а детектив сплавлен с восто ...

Массовая культура
Специфической чертой ХХ в. было распространение в основном благодаря развивающимся средствам массовой коммуникации массовой культуры. В этом смысле массовой культуры в ХIХ в. и ранее не было - газеты, журналы, цирк, балаган, фольклор, уже ...

Простота и утонченность – японские идеалы красоты
Простота и утонченность всегда считались эстетическими качествами, присущими японской культуре, и были важнейшими особенностями жизни японцев с древних времен. Традиционная японская архитектура, например, казалась упрощенной, потому что у ...