Субъект и объект, материальный предмет и идеальный образ в этой ситуации становятся трудноразличимыми, взаимно обратимыми, меняются местами, попадая в парадоксальный контекст, что описал Лао-цзы, увидевший во сне бабочку и при пробуждении усомнившийся в своем существовании: может быть, это бабочка видела его во сне? Значительную роль, по-видимому, играют здесь так называемые малые восприятия. Можно предположить, что в таком промежуточном состоянии сознания творили некоторые живописцы: совершал полеты М.Шагал, изображавший одновременно мысль, воспоминание и видимый сейчас персонажем предмет; созерцал неподвижные безлюдные пейзажи с архитектурными декорациями, резкой светотенью и живущими жуткой жизнью манекенами Д. Де Кирико; конструировал свои паралогичные головоломки-галлюцинации, совмещающие несовместимое, Р.Магритт.
Итак, граница между тайным и явным, зримым и незримым зависит от способа нашего восприятия реальности, который, по мысли Л.Витгенштейна и Т.Куна, навязывает нам определенную картину. В актах мистического просветления и художественного творчества, в процессах сновидения и визуального восприятия, между которыми, как свидетельствуют приведенные в статье данные, существует тесная связь, мы получаем возможность прямо и непосредственно созерцать длящееся и незавершенное истинное, абсолютное бытие. Задача заключается в том, чтобы научиться видеть; сохранять и восстанавливать сокровенное знание, вновь испытывать прежние переживания по визуальным следам или меткам, поскольку произведение живописи имеет для зрителя два уровня: зримый и незримый. Мы можем научиться видеть невидимое на образцах и примерах, поэтому, по словам Лао-цзы: «Главное - увидеть, а выразить - дело второстепенное».
Важная информация:
Данте и Джотто
Начало XIV столетия в Италии принято называть Проторенессансом, зарей Возрождения. Италии выпало на долю первой из европейских стран совершить «величайший прогрессивный переворот, пережитый до того человечеством» (Энгельс)— переход от сре ...
Необходимость и границы мифологии
В заключение я хотел бы сказать несколько слов о самом мифологе. В этом термине есть какая-то высокопарность и само надеянность. Можно предвидеть, однако, что будущий мифолог, коль скоро таковой объявится, столкнется с рядом трудностей ес ...
О скептицизме в критике
Eсли прав Сергей Чуприн, и "критика - это критики", то скептицизм в критике - скептик. Вариации столь почтенной породы homo sapiens разнообразны, но сущность всегда и везде одна: сомнение, сомнение и еще раз сомнение. Способност ...
Навигация