Игорь Северянин, конечно же, не мог оставить без внимания талантливого и поэтически родственного Виктора Гофмана. Столь известная всем поэма-миньонет "Это было у моря" является рефлексией на поэзию придворного пажа Гофмана: "Королева играла - в башне замка - Шопена,/И, внимая Шопену, полюбил ее паж". Это стихотворение музыкально, его поэтическая форма заимствована из музыки: миньонет - танец; по характеру близкий вальсу. Стихотворения Северянина вообще музыкальны, а это музыкально вдвойне, так как отражает еще и музыкальность поэзии В. Гофмана. Гофман, как верно заметил Ю. Айхенвальд, "поэт вальса, но вальса смягченного в своем темпе и музыкально-замедленного": "Был тихий вечер, вечер бала Был летний бал меж темных лип, Там, где река образовала Свой самый выпуклый изгиб. Был тихий вальс, был вальс певучий ." Стихотворение "Это было у моря" Северянина "вальсирует" в быстром темпе. И если взглянуть на него как на пародию, иронию над лирикой пажа, то окажется, что этот быстрый темп вальса, вопреки медленному, плавному гофманскому, Северянин задал специально. Строчки Северянина: "Было все очень просто, было все очень мило" - аллюзия на гофманскую лирику в целом. В стихотворениях Гофмана паж прост и наивен, его любовь чистая, не отягощенная чувством греха, его принцессы и королевы - "невинные девы" (у Северянина, для сравнения, "невинные дамы").
Поэма-миньонет - виртуозное сочинение Игоря Северянина, гармонично вплетающееся в его "музыкальную" поэтику и в то же время одаряющее читателя рядом аллюзий и реминисценций.
Если "Это было у моря" - изящная ирония над поэтом-пажом, то в следующем стихотворении ("Каретка куртизанки") Северянин беспощаден к лирическому герою стихов Виктора Гофмана. Для поэта-пажа любви и природы было бы оскорбительным увлечься падшей женщиной, тем более служить ей. Его возлюбленные - чистые, наивные, как и он, принцессы. Северянин же заставляет "юного пажа" "быть блюстителем здоровья" куртизанки: "Чтоб ножки не промокли, их надо окалошить, Блюстителем здоровья назначен юный паж". Снова Северянин пародирует музыкальность стихотворений Гофмана: появляется музыка, но не мелодичный и томный вальс, а подходящая для случая и заказчика "бравадная мазурка", исполняет которую какой-то "курортный оркестр". Апогеем издевательской иронии является концовка северянинского стихотворения: "Каретка куртизанки опять все круче, круче,И паж к ботинкам дамы, как фокстерьер, прилег .".
В стихотворении "Кэнзели" прослеживается все та же ирония Северянина над незатейливым лирическим героем Гофмана. Только в этом стихотворении поэт называет пажа мальчиком, цель которого, правда, все та же - служить и прислуживать кокотке: "Ножки плэдом закутайте дорогим ягуаровым, И, садясь комфортабельно в ландолете бензиновом, Жизнь доверьте Вы мальчику в макинтоше резиновом, И закройте глаза ему Вашим платьем жасминовым .".
Виктор Гофман создает удивительно легкий, чарующий, утонченный, одухотворенный образом юноши-пажа поэтический мир. Если бы этот поэтический мир не эволюционировал в творчестве В. Гофмана, оставался бы прежним беззаботным, то иронические стихи-рефлексии Северянина на творчество Гофмана воспринимались бы легко, с улыбкой. Но Гофман не мог остаться в одной только любви, нежной, сладостной, первоначальной. На пороге рая долго пребывать нельзя, необходимо перешагнуть его. "Ослушник Адам, вкусивший от древа познания и древа сознания, неизбежно становится Гамлетом", а Гамлет не может быть пажом. Из лирики Гофмана исчезает прежняя упоительность ощущений, поэт и лирический герой платят за эстетику "мига", причем в случае с Гофманом поэт и лирический герой - единое "я", целое и цельное. Поэтому наступает отрезвление, столь горькое и трагичное. Наивный Адам превращается в Фауста, который просит прощения у погубленной им Маргариты: "О милая, прости меня за мой невольный грех,/За то, что стал задумчивым твой непорочный смех,/Что, вся, смущаясь, внемлешь ты неведомой тоске,/Что тоненькая свечечка дрожит в твоей руке". Потеряв рай, мечту-утопию, Гофман окунулся в реалии душного, "смутно освещенного" города. Мечта, бывшая когда-то реальностью, стала просто тенью, а душа была в мечте. Без души же и жить незачем. В Париже Виктор Гофман покончил с собой.
Важная информация:
Языковые средства оценки фантастического мира в британской фольклорной прозе
Фольклорная проза всегда служила безотказным и неисчерпаемым источником материала для исследователей из самых разных областей науки. Объясняется это двумя особенностями сказки, лежащими соответственно внутри и вне нее. Первая заключается ...
Искусство Закавказья
Сложение культуры племен и пародов Закавказья, живших в горных районах и долинах рек Риона, Куры и Аракса к югу от Большого Кавказского хребта, относится к древнейшим временам 3 тысячелетия до н.э. Археологические исследования, особенно ш ...
Поп-арт
После второй мировой войны в Америке сформировался большой социальный слой людей, зарабатывавших достаточно денег, чтобы приобрести товары, которые им не были особенно важны. Например употребление товаров: Coca cola или Levi's джинсы стан ...
Навигация