Искусство Никейской империи, Латинской империи, Эпирского царства, Трапезунда. (XIII в.)
Захват Константинополя крестоносцами в 1204 г. привел к распаду Византийской империи. По словам писателя XIV в. Никифора Григоры, держава ромеев, подобно судну, подхваченному злыми ветрами и волнами, раскололась на множество мелких частей. Но постепенно в этом хаосе феодальных княжеств выделились три центра греческой государственности: Нпкейская империя в северо-западном углу Малой Азии, Эпирское царство на Балканах и Трапезундская империя на земле древнего Понта, на южном берегу Черного моря. Латинянам так и не удалось завоевать всю территорию Византийского государства, и в течение кратковременного существования Латинской империи (1204—1261) они вели постоянную борьбу с греками и болгарами.
Подъем эллинской культуры в Никейской империи нашел отражение и в художественном творчестве - в интенсивном строительстве дворцов и храмов, в расцвете архитектуры, живописи, книжной миниатюры и прикладного искусства. Отстраиваются города, жилые дома и храмы, реставрируются крепостные стены Никеи. Резиденцией императоров становится Нимфей, где был построен великолепный четырехэтажный императорский дворец, похожий на Влахернский дворец Мануила Комнина в Константиотшоле. В Никое уже имелось множество церквей и монастырей и среди них гордость никейцев - храм св. Софии, в котором заседали I и VII Вселенские соборы. Теперь эти храмы вновь украшаются и реставрируются. К ним присоединяются новые храмы в честь Антония Великого, св. Трифона и др. Вся империя покрывается монастырями (Сасандрский около Магнесии, Иоанна Крестптеля в Пруссе и др.). В архитектуре Ни-кейской империи наблюдается сочетание элементов византийского столичного стиля с местными традициями малоазийского зодчества. В живописи Никеи XIII в., в книжной миниатюре также сохраняются принципы византийского искусства, подвергшегося, впрочем, сильному влиянию местных художественных школ.
Расцвет эллинской культуры Никеи, как и само существование Никейской империи, был недолговечным. В отвоеванный у латинян Константинополь ко двору Палеологов потянулась никейская феодальная знать и высшее духовенство, туда переехали и многие деятели науки и искусства. В восстановленной Византийской империи Никея играла скромную роль, и сравнительно скоро она стала жертвой турецкого завоевания. Однако след, оставленный культурой Никеи в общем потоке развития греческой цивилизации, был, бесспорно, заметным. Здесь были во многом заложены основы будущего поздневизантийского гуманизма, укрепилась греческая народность и эллинское самосознание, возродился подлинный живой интерес к античности. Феодор Метохит, византийский мыслитель XIV в., в энкомии городу Никее сравнивает ее с бережливой матерью, заботливо сохранившей в трудные времена иноземных нашествий и междоусобиц добрые семена будущего культурного Возрождения.
О культурном развитии другого греческого государства - Эпирского царства на Балканах мы знаем сравнительно мало. Значение Эпира определялось его ролью связующего звена между культурой Западной и Юго-Восточной Европы. Как и Никея, он стал прибежищем многих просвещенных людей, покинувших Афины и Константинополь после их захвата крестоносцами в 1204 г., что способствовало оживлению и расцвету культурной жизни в этой некогда отдаленной части Византийской империи. С первых же десятилетий возникновения нового государства широко развернулась строительная и художественная деятельность. Своего апогея она достигла в конце XIII в. С первой половины XII в. много строится и перестраивается церквей в Арте, столице Эпира, и близнее. Здесь преобладают постройки традиционного византийского стиля, как крестово-купольные (храм Николая Родиаса в Арте и красная церковь около столицы), так и базиликальные (храм Влахернского монастыря, церковь Панагия Вриони в окрестностях Арты). Здесь господствует традиционализм, некоторый застой архитектурной мысли.
Обращение к прошлому Византийской империи, к классическим формам ее культуры в Эпире, как и в Никее, было связано также с ростом эллинского самосознания, с ностальгией по былому величию византийской цивилизации и с надеждой на ее возрождение в будущем. Но рядом рос и развивался местный, «народный» стиль зодчества Эпира. Он представлял собой несколько вариантов упрощенных по конструкции и уменьшенных по размеру церквей, отвечающих потребностям сельских поселений и возможностям местных мастеров. Церковное здание обычно являло собой однонефную сводчатую базилику. Стены были сложены из грубых кусков камня. Интерьер становится простым, незамысловатым. Постройки этого типа, прекрасно сочетающиеся с ландшафтом, были распространены повсеместно в сельских местностях. Следует отметить, что на основе этого стиля в Эпире в первой половине XIII в. возникает новый вариант церковной постройки, так называемый тип «ставропистегос» (крестовопокрытый), представляющий собой обычную крестово-купольную в плане постройку, но без купола. Первым памятником этого типа является трехнефная сводчатая церковь Като Панагия в Арте (между 1231— 1271 гг.).
Важная информация:
Среднее царство
Хотя искусство Среднего царства тщательно соблюдало традиции и каноны Древнего, оно не оставалось совершенно тем же самым. После долгого периода смуты и распада Египта на отдельные номы государство в 21 в. до н. э. снова объединилось под ...
Богословие и философия
Александровская эпоха – период "борьбы за богословие", николаевская - "философского пробуждения".
Дух Александровской эпохи пронизан мистицизмом, активно воспринимается немецкий мистицизм, масонская мистика (Эккартсга ...
Четыре благородные истины
Проповедь своего учения Будда начал с «четырёх благородных истин»:
о страдании и причине страдания, об устранении причины страдания и о пути к прекращению страданий. Обращаясь к ученикам (бхикшу), он говорил: «А вот, бхикшу, благая истин ...
Навигация