А красота Трапезунда, его дворцов и храмов, действтельно, заслуживала восхищения и высокой похвалы. В течение всей истории Трапезундской империи в столице нового государства велась широкая строительная деятельность. Стены города отстраивались и укреплялись, город украшался дворцами императоров и знати, домами богатых горожан, множеством церквей. Уже в XIII в., начали складываться специфические черты трапезундской архитектуры. Основным типом церкви стала базилика с одним куполом, чаще всего трехнефная с двумя или тремя апсидами. Купол опирался на четыре свободно стоящие опоры, причем колонны часто имели резные капители ранневизантийского типа. Именно таким был главный храм Трапезунда - св. София (1245—1255). Эта церковь должна была стать символом могущества новой империи и заменить Софию Константинопольскую.
Другим выдающимся памятником трапезундского зодчества был храм св. Евгения, патрона этого города (40-е годы XIV в.) - купольная базилика, украшенная портиками и элегантной внешней отделкой. В художественном творчестве Трапезунда наблюдается синтез греческих архитектурных и живописных форм с чертами, характерными для искусства Грузии и стран Востока. Но греческая основа трапезундской культуры явно преобладала, и поэтому культуру Трапезунда справедлпво считают одной из самобытных ветвей византийской ци вилизации.
После падения Константинополя в 1453 г. судьба Трапезундской империи была предрешена. Последние годы существования Трапезундского государства прошли в борьбе против турок. Захватив Морею и острова Эгейского моря, султан Мехмед II Фатих стал готовиться к захвату Трапезунда. Богатый город - эмпорий на. берегах Понта - был лакомым куском для завоевателя.
В августе 1461 г. Трапезунд был сдан без боя после коротких переговоров турецкого визиря с Георгием Амирутци, фактическим правителем государства. Давид Комнин, все его родные и знатные вельможи Трапезунда были пленниками отправлены в Константинополь к султану. Через два года Давид Комнин был казнен. Трапезундская империя перестала существовать.
И так, попытки введения католического вероисповедания и распространения западной культуры в Латинских империях наталкивались на постоянное упорное сопротивление как православного духовенства, так и широких слоев населения. Среди интеллигенции росли и крепли идеи эллинского патриотизма и эллинского самосознания. Но синтез западной и византийской культур в этот период состоялся.
Важная информация:
Позднейшие новгородские церкви
Когда смотришь на внушительные стены Петра и Павла на Славне, то прямо не верится, что церковь построена уже после Феодора Стратилата, в 1367 году. Впечатление массивности придают ей не только два живописных контрфорса позднейшего происхо ...
Многоглавые храмы
Уже пятиглавие являлось известным подходом к многоглавию, и мы видели, как иногда небольшие погосты превращались в многоглавые городки. Кроме указанных приемов многоглавия на Севере встречаются и резко выраженные типы его. Одним из самых ...
Структурная лингвистика
Структурная лингвистика (лингвистический структурализм) - направление в языкознании, возникшее в начале ХХ в. и определившее во многом не только лингвистическую, но и философскую и культурологическую парадигмы всего ХХ века. В основе С. л ...
Навигация