Вторая группа песнопений заимствуется автором из служб, посвященных другим праздникам годового цикла. Это стихиры Благовещания, фрагменты канона страстной седьмицы и др. При помощи этих песнопений расширяется и углубляется значение праздника Успения Пресвятой Богородицы.
Третья группа - это песнопения покаянного канона Андрея Критского, они призваны усилить молитвенное переживание, сосредоточенность каждого на осмыслении собственных помыслов и поступков.
Четвертая группа богослужебных песнопений представлена в пьесе в виде центона. Вкрапление в текст "Успенской драмы" цитат из разных служб христианского годового цикла способствует разрастанию мелодической ткани, ритм которой составляет духовную пульсацию всего текста в целом.
Пятая группа - собственно авторские песнопения. Они связаны прежде всего с развитием действия, осмыслением сюжета и образов.
По аналогии с "Успенской драмой" строится "Рождественская драма". Основа ее- библейский текст о рождестве Иисуса Христа и Рождественская служба. Исследователь Л. А. Софронова в своих работах очень подробно анализирует драматические источники этого произведения.
Выделяется среди пьес Димитрия Ростовского диалог на Страсти Господни. Эта декламация более близка к лирике, нежели к действам. Источниками этого произведения являются апокрифы, синаксарь во святой и великий пяток, а также собственные труды Димитрия о Страстях Господних. Эти тексты подробно разъясняют значение Страстной Пятницы, показывают трагедию и предвосхищают будущую Славу Иисуса Христа. Аллегорическое истолкование орудий пыток дается и в антифонах и седальнах великого пятка.
Стихиры хвалитные и стиховные подробно описывают страдания Спасителя. Стихира на "Господи воззвах" акцентирует внимание на страшных природных явлениях во время распятия: "солнце омрачашеся и земли основание сотрясохуся…" (8/157) Тропари из канона Великой пятницы показывают всю силу страданий Богородицы. Кондак, глас 8-й, замыкающий песнопения службы, также заканчивает и диалог на Страсти Господни. В числе источников этой декламации можно назвать украинские и польские вирши на Страсти Господни, а также "Венцы дванадесятозвездные".
Это далеко не все источники драматургии Димитрия Ростовского. Опытный богослов отыщет их гораздо больше, нежели указано в этой работе. Проанализировав источники пьесы, можно разделить их на следующие группы: канонические тексты Библии, службы праздников, апокрифы, произведения западных авторов (богословские и художественные), собственные произведения Святителя.
Этот обширный опыт духовной литературы помогал ученикам ростовской школы постигать пути снискания небесной благодати через точное слово Библии, эмоционально-трогательные песнопения и убедительную речь проповеди.
Важная информация:
«Серапионовы братья»
Объединение писателей (прозаиков, поэтов и критиков), возникшее в Ленинграде 1 февраля 1921. Название его заимствовано из цикла новелл немецкого романтика Э. Т. А. Гофмана «Серапионовы братья», в которых описывается литературное содружест ...
Включение родителей в реализацию воспитательной системы школы
Образовательные потребности родителей повышаются в результате дальнейшей деятельности по открытости школы, участия в соуправлении ею. Родители имеют возможности посещать уроки, видеть их достоинства и недостатки. Не случайно, что в послед ...
Сёнэн-аниме
К 1964 г. сложился канон так называемого «аниме для мальчиков» - «сёнэн-аниме». Аниме рассчитано на молодых людей в возрасте от 12 до 16-18 лет. Если описать совсем вкратце сюжет, то он будет выглядеть так: «очередной мальчик на очередном ...
Навигация