Проблема качества городской среды является одной из самых актуальных в контексте социокультурных реалий сегодняшнего дня. В данном аспекте памятники архитектуры рассматриваются нами как средоточие материальной и духовной жизни людей и как эстетический объект, включенные в исторический процесс.
Творчество омского архитектора И.Г.Хворинова особенно интересно для нас тем, что его деятельность приходится на наиболее динамичный период в развитии Омска. Илиодор Геннадьевич приезжает в город, когда Великий Сибирский путь дошел до Иртыша и город стал одним из наиболее быстро развивающихся центров России. Население увеличивалось поразительными темпами: с 39542 человек в 1890 г. до 135 тысяч в 1915 г. Писатели называли Омск "Сибирским Чикаго" и "Сибирским Лейпцигом". Так за двадцатилетие число торговых заведений Омска достигло 1028 с оборотом 16944181 рубль, а промышленных предприятий - 183 с валовой продукцией на 8,3 миллиона рублей. В городе было несколько представительств крупнейших торговых фирм мира. Своеобразным памятником достижений региона стала первая западно-сибирская сельскохозяйственная, лесная и торгово-промышленная выставка 1911 г., павильоны которой были построены в стиле модерн, но язвительно названные журналистом "Омского вестника" "смесью рококо с нижегородским". На самом деле сибирским предпринимателям был присущ общерусский и европейский размах.
Илиодор Хворинов родился в 1835 г. в семье художника. В 1856 г., по окончании Петербургского строительного училища (позднее институт гражданских инженеров) по первому разряду он был направлен в Пермскую губернию в дорожную комиссию помощником начальника искусственного стола. С 1866 г. Хворинов занимал должность младшего архитектора строительного комитета в Нижнем Новгороде, на следующий год он был назначен губернским архитектором, а в 1868 г. стал архитектором ярмарочного гостинного двора.
Таким образом, получив прекрасное образование в училище, преподаватели и выпускники которого создали ему мировую славу, Илиодор Геннадьевич имел огромный опыт как строитель-практик. С 1867 г. на территории ярмарки началась постройка грандиозного собора во имя Александра Невского по проекту Р.Я.Килевейна. Законченный в 1883 г., он стал основной доминантой на стрелке Оки и Волги. В 1890 г. был построен огромный главный ярмарочный дом (архитекторы А.И. фон Гоген, Г.А.Трамбицкий и К.В.Трейман) также решенный в русском стиле.
В 1894 г. Хворинов уже зрелым мастером приезжает в Омск. Возможно, он был приглашен Марией Шаниной или Капитоном Алексеевичем Батюшкиным.
Здесь он работал чиновником особых поручений по строительной и дорожной части при Степном Генерал-губернаторе (1894-1901?), городским архитектором (1901-1906). Под его руководством с 1901 по 1903 гг. осуществлялась пристройка для пансиона мужской гимназии. В 1911 г. И.Г.Хворинов выступил экспертом по созданию водопровода в Омске.
Еще несколько лет назад авторство И.Г.Хворинова было определено только по отношению к драматическому театру, музею географического общества. В последние годы историками и искусствоведами было сделано еще несколько атрибуций, значительно расширивших круг работ архитектора.
Первой из известных общественных построек является здание музея Западно-Сибирского Отдела Императорского Географического Общества, история возведения которого подробно описана И.В.Спириной в 1989 г. Решение о строительстве здания было принято 20 марта 1895 г. Подготовка плана здания и сметы были поручены действительному члену Отдела И.Г.Хворинову. Уже 24 марта план был рассмотрен на заседании Отдела. Проблемы, связанные со строительством здания, возникали одна за другой - отсутствие средств, высокие грунтовые воды и др. Поэтому строительство растянулось с 1896 по 1900 гг. В строительной комиссии были Г.Е.Катанаев - председатель распорядительного комитета, И.Г.Хворинов и Н.А.Панов. Во время строительства к работам привлекались инженеры И.П.Кравцов и А.П.Хекстрем. Постройка была выполнена в стиле эклектики, выбор архитектора был сделан в духе классицистической стилизации (симметричный план, обшивка досками), русской стилизации (деревянный сруб, разновеликие объемы, резные наличники, шатровое завершение центрального ризалита с луковичной главкой) и восточной архитектуры (граненые фонарики над боковыми ризалитами, напоминающие юрты и некоторые элементы интерьера). Классическая архитектура соответствовала представлениям о музее как храме науки и искусства, русская стилизация соответствовала хозяйственному и культурному освоению русскими Сибири, а восточные мотивы - тем, что осознавалось значение восточной культуры в регионе и этнографическая направленность исследователей - членов ЗСОРГО.
Важная информация:
Миф как похищенный язык
В чем суть мифа? В том, что он преобразует смысл в форму, иными словами, похищает язык. Образ африканского солдата, бело- коричневый баскский домик, сезонное понижение цен на фрукты и овощи похищаются мифом не для того, чтобы использовать ...
Резьба по дереву
Резьбой по дереву чуваши обильно украшали домашнюю утварь (чашки, ковши для пива, солонки, кадушки для хранения белья, деревянные емкости для продуктов и т.д.), мебель, столбы для ворот, дома, колодцы, другие хозяйственные постройки, Орна ...
Структура и функции общения
К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения (или ком ...
Навигация