Илиодор Хоринов - архитектор "Сибирского Лейпцига"

Материалы » Илиодор Хоринов - архитектор "Сибирского Лейпцига"

Страница 3

Один из самых знаменитых омских особняков - дом Батюшкиных на ул. Береговой (соврем. Иртышская набережная) - также относится к строениям Илиодора Геннадьевича. Искусствоведы относят постройку дома к 1901-1902 гг. и приписывали его Дессину. Но в архивных документах информации о его постройке не сохранилось. Характер объемно-планировочного решения здания, ризалиты, оформленные трехчертвертными колоннами, терраса с парапетом из балясин и угловая четырехгранная парусная башенка очень характерны для творчества Хворинова.

Возможно, что снесенный дом Акмолинского губернатора в городской роще (напротив соврем. кинотеатра им. В.Маяковского) тоже был построен по проекту И.Г.Хворинова. В "Деле о постройке губернаторского дома в г. Омске и переноске зданий Ольгинского приюта трудолюбия на новое место" (1903-1911 гг.), хранящемся в ЦГА Казахстана, не указано имя автора проекта, но планировка, декор, угловая парусная башня с люкарнами свидетельствуют о почерке этого архитектора.

В 1989 г. автором статьи была сделана атрибуция здания бывшего Омского женского епархиального училища, что позволило опровергнуть авторство А.И.Хмары [2] и установить дату постройки. Здание было заложено осенью 1907 г. и окончено в августе 1909 г. Это была одна из самых крупных построек первого десятилетия ХХ века и значительная доминанта Кадышевского форштадта. Четырехэтажное краснокирпичное здание было возведено в стиле классицизирующей эклектики, его протяженный фасад фланкировался ризалитами, а центр был выделен тамбуром с балконом над ним и четырехколонным портиком, завершенным аттиком. Над восточным ризалитом аттик венчали 3 килевидные бочки, так на фасаде была отмечена домовая церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Возможно, предполагалось впоследствии оштукатурить фасад, так как трехчертвертные колонны имеют капители, которые могли быть украшены листьями аканта [4].

Последним сооружением по проекту И.Г.Хворинова была пожарная каланча (1912) на Александровском проспекте (совр. ул. Интернациональная). Высокая цилиндрическая каланча поднимается над кубическим объемом гаража для пожарных подвод. Она построена в русском стиле в 1914-1915 гг. и производит жизнерадостное впечатление контрастом красных стен и белого декора, мощью основания и изяществом кокошников.

Рука мастера коснулась всех видов построек конца ХIХ - начала ХХ вв.: музей, театр, магазины, гостиницы, учебные заведения, частные особняки и хозяйственное сооружение и везде мы видим мажорное звучание объемов, декора и красок.

Последние годы жизни Илиодор Геннадьевич преподавал рисование и лепку в частной гимназии своей жены - Ольги Яковлевны (1907-1913 гг.). Гимназия размещалась сначала в доме Баранова на Дворцовой улице, затем в доме Сергеева по Ильинской улице.

Умер Илиодор Геннадьевич 8 декабря 1914 г., был отпет в Войсковом Никольском казачьем соборе и похоронен на Казачьем кладбище.

Напомним мнение об архитектуре крупнейшего историка искусства, профессора Б.Р.Виппера: " .Мы вправе наделить архитектуру предикатом самого этического из искусств, поскольку деятельность архитектора всегда связана с известной социальной ответственностью . в каждой, самой случайной, самой произвольной игре фантазии архитектора отражается дух того общества, того коллектива, которому служит архитектор. В этом смысле можно сказать, что архитектура - гораздо более созвучное эпохе искусство, чем скульптура или живопись . Ни в одном искусстве заказчик (в самом узком и в самом широком смысле, как индивидуальный хозяин и как голос эпохи) не играет такой важной роли, как в архитектуре". Таким образом, любое здание является памятником истории и уровня культуры, запечатлевшим состояние общества в определенный момент времени.

Страницы: 1 2 3 4

Важная информация:

Последствия ийтоко-дори
Японцы часто ощущают себя в не совсем обычной ситуации, исповедуя одновременно две религии (и даже больше). Ийтоко-дори существенно способствует процессу принятия жителями Японии наиболее подходящих и доступных пониманию частей разных, а ...

Театр абсурда
Театр абсурда - общее название для драматургии поставангарда 1950 - 1970-х гг., наследовавшей принципам авангардного театра ОБЭРИУ и создавшей собственную поэтику абсурда. Главные представители театра абсурда - Эжен Ионеско, Семюэль Бекке ...

Понятие культуры в культурной антропологии: некоторые тенденции
Названия культурная (социальная) антропология, «этнография», «этнология» на протяжении всего ХХ века используются в западной литературе для обозначения практически одной и той же области знания. Предпочтение одного из них, как правило, св ...