Грим – это свобода выбора лица…
Когда человек впервые надел маску? Условный язык масок почти забыт, как и их история. До наших дней дошли лишь ритуальные маски разных племен, маски танца и маски карнавалов.
Карнавальные маски за свою тысячелетнюю историю не раз меняли форму и размеры. Они делались из разноцветной кожи, бархата, золотой и серебряной фольги. Традиционные маски венецианского карнавала – Арлекино, Коломбины, Пульчинелло, а самая распространенная маска – «баута», имеющая прорези для глаз миндалевидной формы. До наших дней в музеях и частных коллекциях сохранились маски, расписанные знаменитыми художниками, украшенные инкрустацией из драгоценных камней…
История грима – это история сцены. По изменению грима можно проследить эволюцию культуры. Так, один из самых необычных гримов применялся в театре Кабуки, зародившемся в Японии в XVI веке и существующем до сих пор. В этой музыкально-танцевальной драме присутствует традиционная символика цветов в гриме и маске. Так, белый грим накладывали на лицо актера, игравшего положительного актера, а отрицательный персонаж должен был иметь на лице общий красный фон и синие полосы. Метод нанесения красок резкими линиями, разными по цвету, форме и рисунку, усиливал естественные линии на лице. После спектакля существовал древний обычай – актеры дарили зрителям отпечаток «своего рисунка» на шелковой материи или рисовой бумаге.
Грим – самый яркий элемент образа. Удачный грим в кино запоминается на десятилетия: достаточно сказать – «Баба-Яга», и перед глазами возникает Георгий Милляр в этой роли. Этот грим сварливой старухи-колдуньи перешагнул рамки фильма, сделав «кинематографическую сказку» реальностью.
В мюзиклах часто грим наносят по схеме «молодое, красивое лицо». В книге подробно описаны грим и история создания звездных мюзиклов «Кошки», «Волосы», «Метро», «Иисус Христос – суперзвезда», постановок «Независимой группы пластической драмы» Аллы Сигаловой, и создание «футбольного» макияжа на теле французских красавиц из прославленного кабаре «Мулен Руж».
В XXI веке модным стал брэндинг – современный вариант постановки на теле клейма (тавро). Самые распространенные рисунки, выжигаемые на коже – руны, иероглифы, родовые печати и магические символы.
Кто будет спорить, загадочное искусство грима способно превратить юношу в дряхлого старика, блондинку – в мулатку, красавицу – в дурнушку – и наоборот. Грим – это свобода выбора «собственного» образа, лица, себя…
Костюм – визитная карточка цивилизации. Этому полностью соответствует разнообразие разделов книги. Множество вариантов одежды, множество вопросов и загадок. Одежда повседневная, парадная и для сцены…
Так, фанаты театра и кино, открывшие книгу, будут восторгаться описанием театральных костюмов (например, «вахтанговских плащей») и необычных эскизов к старому советскому фильму «Аэлита». У многих народов костюм имел и религиозно-мистическое значение – у племен туарегов мужчина после возмужания должен был всегда и повсюду носить покрывало. Туареги недаром называют себя «люди покрывала», закрывая лицо от кончика носа до конца подбородка (табутация – запрет рта).
Костюм является ключом к пониманию человека. Захаржевская написала магическую фразу: «Костюм – это средство исполнения желаний». Нашим современникам важно – не кто и что носил, а почему носили именно эти вещи. «Если в жизни костюм постепенно приобретает очертания и характер владельца, то в театре этот процесс идет в обратном направлении». Если актер «оживляет» вещи, «подгоняет» их под нужный образ, то в повседневной жизни человек выбирает вещь под собственный «образ». Если внимательно посмотреть на одежду, то можно «прочитать» и самого человека.
Важная информация:
Зеркальный коридор. Художественное воплощение духовной проблемы нарциссизма
Нарциссизм – понятие, давно вышедшее за пределы узкого клиникопсихиатрического рассмотрения; в настоящее время им оперируют, вкладывая различные, подчас противоположные смыслы, культурологи, искусствоведы, психологи, социологи, политологи ...
Манипуляция и игра: различие оперативных процедур в культуре XX в
Современная культурная ситуация вызывает у исследователей, работающих над проблемой культура — цивилизация, теоретиков, занимающихся стратегией развития культурно-исторического процесса, практиков, моделирующих возможные его сценарии, ряд ...
Характеристика культуры Древнего Востока
История Древнего Востока берет свое начало от возникновения самых древних цивилизаций у Месопотамии и Египте (IV - III тыс. до н. э). Она вызывает особый интерес благодаря возникновению своеобразных и знаменитых памяток культуры, которые ...
Навигация