Дом, который воспринимается как символ, сам активно начинает влиять на жизнь человека. Дом становится фетишем — тотемом, охранявшим род. В доме поселяется его «душа» — Домовой. На связь с древним культом предков и домашнего очага указывает то, что Домовой чаще всего обитает под печкой или в подполье. В ночь с 30 марта на 1 апреля Домовой может беситься. Он разбрасывает в доме вещи, постоянно подкатывается под ноги хозяина, стараясь, чтобы тот упал. В этот день принято было обманывать друг друга — хитрость и ловкость будто бы помогали «водить за нос» Домового. Удачливому и не подверженному обману человеку Домовой не мог навредить. На этом примере можно отметить долговечность языческой традиции, потому, как и в современности не забывается 1 апреля, как праздник смеха и веселья.
Одухотворяются окна, двери, труба, печь («печь кормила, поила, лечила и утешала»; она остывала лишь с гибелью всей семьи), стол («божья ладонь»). Громадной оберегающей силой отмечалось железо (связь с Создателем — Кузнецом, повелителем железа, который был дружен с огнем).
Характерной особенностью организации внутреннего пространства являлось наличие двух центров (печь и красный угол), соответствующих женскому и мужскому пространству, реально занимающих периферийное положение. Угол был основной единицей домашнего пространства. Существовала иерархия углов: старший — красный угол, второй — бабий, третий — дверной или задний угол. Красный угол — передний, верхний, почетный, святой, божий — сориентирован на восток или юг и освещен более других углов. Все сориентировано по отношению к красному углу (возле него молились, рядом с ним происходила трапеза, к нему обращено изголовье постели, с ним связана жизнь крестьянина /рождение, свадьба, похороны). Здесь находились чтимые объекты, культурные ценности, которые в первую очередь перевозились при переезде в новый дом: стол, образа (языческая традиция поклонения родовому, племенному божеству сменилась поклонению различным христианским святым), библия, молитвенные книги, крест, свечи, а впоследствии, фото умерших членов семьи (языческая традиция поклонения предкам). С новосельем связана языческая традиция пиров, трапез и христианская традиция моления перед едой.
С печью связаны основные характеристики внутреннего пространства избы. Печь служила одновременно и источником тепла, и местом приготовления пищи, и местом сна, а в некоторых районах в печи мылись. Дом без печи — нежилой дом. Печь связывалась с категорией «своего»: «Кто на печи сидел, тот уже не гость, а свой». Желая остановить нескромные речи в присутствии детей, замечают рассказчику: «Печь в хате!», — то есть представления о печи соотносились с этическим аспектом поведения. Из всех функций печи выделяется приготовление пищи, значимое не только с хозяйственной, но и с ритуальной точки зрения: сырое, неосвоенное, нечистое превращается в вареное, освоенное, чистое. Печь, как и дом, входит в систему перекодировок между микро — и макрокосмом. Например, такие термины для обозначения печи, как чело, щеки, ноги, плечи, связаны с приданием печи антропоморфного образа. С другой стороны, печь обозначает Космос (загадка — «Небо, звезды, месяц?», отгадка — «Полна печь перепечий, среди печей каравай»). По Г. Гачеву, очаг — сердце жилища. Русская печь — целое архитектурное сооружение, храм с отсеками: приступки, окна, лежанки. Печь — дом в доме. Сердце (огонь) скрыто, нет наивной обнаженности, в избе — стыдливость (например, в юрте огонь открыт, как и вся внутренняя жизнь на глазах у всех).
Важная информация:
Логаэдизация
Логаэдизация - один из путей динамики развития культурных явлений в первой пол. ХХ в., противоположный верлибризации .
Логаэд - это тип метрической композиции (см. система стиха), суть которого заключается в том, что внутри стихотворной ...
Русская история в стихах и песнях: поэзия Александра Городницкого
С жанровой точки зрения в данном "цикле" выделяются такие образования, как исторические портреты, обрисованные с той или иной степенью детализации; "ролевые" стихотворения и песни, которые связаны со вживанием "из ...
Принцесса с эстонской мызы
В Северо-Восточной Эстонии на берегу моря есть маленькая рыбацкая деревушка Тойла. В начале века это было уютное и немноголюдное местечко, имевшее, однако, все шансы со временем стать модным курортом для петербургской публики.
Деревушка ...
Навигация