Человек — вещь

Страница 2

Противопоставление «печь — красный угол» явилось воплощением русского двоеверия в структуре жилища, где с точки зрения языческой традиции, главным в доме мыслиться печь, а с точки зрения христианской традиции, красный угол. Само название «красный» демонстрирует нам представление о красоте в средневековой Руси как красоте духовной, обоготворенной.

Как сама изба, так и все в избе должно быть покрыто (посуда, ведра, покой, колодец, для женщины неприлично выходить из дома без головного убора). Характерно в этом смысле проклятие «Чтоб тебе ни дна, ни покрышки». Покрытость и наличие верхнего предела оценивалась положительно, непокрытость — отрицательно.

В жилище существует особое пространство — культурный горизонт, в котором реализуется поведение человека, то есть это наиболее актуальное пространство. Нижняя граница культурного горизонта манифестируется сидениями, местами для ночлега. Верхняя граница расположена на уровне глаз. Своего рода эталонной плоскостью (серединой) культурного горизонта является стол. Именно поэтому во время метения избы веником отнюдь не дозволяется подымать им выше стола, нельзя стучать по столу, оставлять крошки на нем, так как стол в избе «божья ладонь «, а позднее, в христианской традиции — престол, алтарь в доме, к нему относились уважительно. Действия вверху или внизу имеют подчеркнуто ритуально — мифологический смысл и запрещены в обыденной обстановке. Но даже в пределах культурного горизонта те или иные действия регламентируются не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскости. Так, например, есть стоя, считается неприличным, точно так же, как неприлично сидя приветствовать вошедшего. Все эти правила «спустившиеся « в сферу этикета, раньше имели ритуальный смысл.

Каждая вещь находила свое место в символическом целом дома, получая кроме утилитарной и ценностно-смысловую нагрузку (лавки, полки, утварь), определенную пространственную привязку, обусловленную семиотической интерпретацией избы.

Страницы: 1 2 

Важная информация:

Период европеизации России
Итак, с началом XVIII в. начинается новый, ближайший к нам по времени период истории, наследием которого мы живем до сих пор. XVIII в. — это век особого трагизма отечественной истории. Мы не будем останавливаться на хорошо известных событ ...

От способности суждения к философии искусства. Опыт дефиниции
«Теория художественной эмоции» (1790) Термин «теория искусства» у Канта не встречается. Насколько мне известно, никто из писавших о Канте не усвоил ему этого термина… Коген: искусство, по Канту, не является новым предметным направлением ...

Об особенностях композиции современной христианской проповеди
Церковно-религиозная область функционирования языка долгие годы оставалась практически закрытой для отечественного исследователя, но в настоящее время она снова привлекает внимание лингвистов. Закономерным представляется интерес к изучени ...